Каким мы запомним 2021: модные итоги года

Обо всем, что произошло в моде за год — на языке чисел
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот год подходит к концу — и это тот случай, когда мы говорим об этом скорее с облегчением, чем с грустью. Простым он однозначно не был — но уж точно получился интересным, а во многом и поворотным. Пожалуй, все его последствия мы сможем оценить лишь через полгода, а то и через год — а пока подведем его краткие итоги. Их мы решили перевести на язык чисел — для максимальной точности. Рассказываем, каким мы запомним 2021 год в цифрах.

4

Какой год в моде обходится без громких кадровых перестановок? В этот раз их было 4 — и они варьировались от очевидных (давайте честно: мы догадывались, что с уходом Демны Гвасалии роль креативного директора Vetements взял на себя его брат Гурам) до абсолютно шокирующих (на пике популярности Bottega Veneta спешно покинул Дэниел Ли — и всего через неделю его заменил бывший дизайн-директор бренда Матье Блази). Чуть менее громко японский гуру стритвира Ниго возглавил Kenzo, а пустующее кресло креативного директора Emilio Pucci заняла Камилль Мичели, которая ранее работала дизайнером аксессуаров в Доме Louis Vuitton. А вот вопрос о том, кто займет должность креативного директора мужской линии Louis Vuitton после трагической смерти Вирджила Абло, пока остается открытым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

10

Этот год точно стал годом коллабораций. Мы насчитали целых 10 (!) сотрудничеств дизайнеров и брендов между собой — и это только если говорить о самых громких! Год символично начался с показа Gucci Aria, на котором был представлен совместный Hacker Project с Balenciaga, окончательно изменивший правила игры и сделавший возможным союзы брендов одного масштаба. Не обошлось и без традиционной дизайнерской коллаборации H&M, на этот раз — с Simone Rocha. Приз за самый спорный и скандальный коллаб получают бренд MSCHF и рэпер Lil Nas X, которые выпустили «сатанинские» кроссовки с человеческой кровью. Дизайнер Херон Престон в своей манере переосмыслил базовые вещи Calvin Klein, Crocs сделали модель на шпильке для Balenciaga (которая стала настоящим мемом), Nike выпустили кроссовки вместе с Louis Vuitton, Канье Уэст наконец (после многочисленных переносов) показал несколько вещей из коллаба своего бренда Yeezy с Gap, Особенно увлекся работой с другими брендами креативный директор Fendi Ким Джонс: на последней Неделе моды в Милане главной темой для обсуждений стала его совместная коллекция с Versace (и аксессуары с ироничной надписью Fendace), а всего несколькими неделями позже интернет «взорвала» новость о его союзе с бельевой маркой Ким Кардашьян Skims. Сразу несколько коллабораций подготовил ювелирный Дом Tiffany & Co., но самой обсуждаемой стала работа с культовым стритвир-брендом Supreme. Надеемся, никого не забыли — перечислить всех было не так-то просто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2

Этот год стал весьма удачным для российских дизайнеров: сразу два локальных бренда вошли в официальное расписание Недели Высокой моды в Париже! Сначала статус кутюрье получила Ульяна Сергеенко (кутюрную коллекцию осень-зима 2021/22 она показывала уже в этом качестве), а затем и Юлия Янина (ее бренд Yanina впервые официально присоединится к кутюрной Неделе моды уже в ближайшем январе).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

$2,1 млрд

Именно за такую сумму adidas продали Reebok — это одна из самых громких и дорогих сделок года. Спортивный гигант заключил сделку с группой компаний Authentic Brands Group. Концерну уже принадлежат бренды Forever 21, Barneys New York и Brooks Brothers. Еще в декабре прошлого года в официальном заявлении adidas говорилось, что компания всерьез рассматривает вариант продажи дочернего бренда: «adidas начал взвешивать стратегические альтернативы для Reebok как часть нового 5-летнего плана развития. Эти альтернативы включают как продажу бренда, так и сохранение его в качестве части компании».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2

Не обошелся этот непростой год и без трагичный новостей. За последние 12 месяцев мы потеряли сразу двух талантливых и знаковых дизайнеров: ушли из жизни Альбер Эльбаз и Вирджил Абло. Экс-креативного директора Lanvin и основателя AZ Factory не стало в возрасте 59 лет, причиной стали осложнения, вызванные коронавирусом. Основатель Off-White и креативный директор мужской линии Louis Vuitton скончался в возрасте 41 года после продолжительной борьбы с раком. Судьба оставленных ими брендов пока остается неизвестной. Точно понятно лишь одно: они оба смогли оставить нам богатое, яркое и просто очень красивое наследие, которое мы будем помнить и ценить всегда.

$8 000

После смерти Вирджила Абло многие вещи его авторства моментально получили статус объектов коллекционирования, что, разумеется, сразу же отразилось на их цене. Так, стоимость кроссовок Off-White X Air Jordan выросла до $8 000 — а на момент поступления в продажу в 2017 году они стоили всего $190. Похожая ситуация и с другими, менее популярными моделями обуви авторства Абло: по сообщению пресс-службы ресейл-платформы StockX, сразу после смерти Абло на их сайте ежедневно продавалось более 20 пар кроссовок Off-White x Nike Air Presto, хотя до этих событий с прилавков уходило не более трех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

53

В этом году усилился тренд на выход крупных брендов из официального расписания Недель моды, который наметился еще в 2020-м. Всего отказались от традиционного календаря 53 марки: 38 — в сезоне осень-зима 2021/22 и еще 15 — во время показов весна-лето 2021. Недели моды проходили без Bottega Veneta, Alexander McQueen, Saint Laurent, Balenciaga, Gucci и многих других. Три последних марки, впрочем, к концу года все-таки решили вернуться к привычному таймингу: Saint Laurent и Balenciaga показали коллекции весна-лето 2022 в Париже, а Gucci пообещали вернуться в Милан начиная со следующего года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

105

Мода продолжает курс на стирание границ между мужскими и женскими коллекциями. Так, 105 показов прошло в смешанном формате — на одном подиуме показывали новинки и для женщин, и для мужчин. Они составили 27% от общего числа шоу. Такие изменения привели к росту среднего числа выходов в рамках одного показа. Рекорд побили Emporio Armani: на весенне-летнем показе 2022 года было 125 (!) образов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

69

Столько коллекций, по данным платформы Tagwalk, включали образы, созданные для моделей плюс-сайз. Судя по этой цифре, движение в сторону бодипозитива и разнообразия в моде идет хоть и медленно, но уверенно — по сравнению с прошлым годом она выросла на 30%. Самыми популярными «фигурстыми» моделями уже второй сезон подряд стали Палома Эльсессер и Джилл Кортлев. Большой победой для бодипозитива оказался показ Gucci Love Parade: именно на нем впервые за всю 100-летнюю историю итальянского Дома впервые появились девушки размера «плюс».

53

Титул самой востребованной модели года уходит Мике Шнайдер. Франко-японская модель за год смогла сделать 53 показа — даже в условиях «смешанных» Недель моды, где часть шоу переместилась в диджитал-пространство. Также ей удалось сняться в рекламных кампаниях Saint Laurent, Chanel, Moncler, Valentino Beauty и Loewe — согласитесь, внушительный послужной список для девушки, чья большая карьера началась всего пару лет назад.