Как кризис 2008 года изменил современную моду

И привел к расцвету минимализма
Рекламная кампания Céline весна-лето 2013
Рекламная кампания Céline весна-лето 2013
Juergen Teller
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любой кризис неминуемо затрагивает все сферы общественной жизни — и мода не исключение. Великая депрессия, эпидемия испанки, Первая и Вторая мировая и коронавирус меняли потребительские привычки и образ жизни, а с ними и манеру людей одеваться. Во многом эти процессы были похожи: на смену показному потреблению роскоши приходила скромность и практичность. Примерно то же самое случилось и после мирового финансового кризиса 2008 года.

Рекламная кампания Gucci весна-лето 2003
Рекламная кампания Gucci весна-лето 2003
Mario Testino
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рекламная кампания Roberto Cavalli весна-лето 2000
Рекламная кампания Roberto Cavalli весна-лето 2000
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нулевые были временем взрывного роста экономики и культа консьюмеризма. Мода соответствовала этим настроениям: гранж и минимализм 90-х отошли на второй план, уступив место роскоши, избыточности и легкомысленности. Юбки стали экстремально короткими, каблуки — предельно высокими, и ни одна вещь не обходилась без ручных вышивок, инкрустаций кристаллами и щедрых россыпей бисера или пайеток. Квинтэссенцией идеи безудержного гламура 2000-х стала логомания. Носить крупные логотипы брендов на одежде и аксессуарах стало модно — и коллекции брендов от Gucci до Dior покрылись монограммами и лого. Нулевые прошли под лозунгом «больше — значит больше». И всем вокруг казалось, что так отныне будет всегда. Но всему приходит конец.

Нулевые были временем взрывного роста экономики и культа консьюмеризма. Мода соответствовала этим настроениям: гранж и минимализм 90-х отошли на второй план, уступив место избыточности

Линда Евангелиста, Джон Гальяно, Наоми Кэмпбелл, Жизель Бюндхен и Хелена Кристенсен на показе Dior Haute Couture осень-зима 2007/08
Линда Евангелиста, Джон Гальяно, Наоми Кэмпбелл, Жизель Бюндхен и Хелена Кристенсен на показе Dior Haute Couture осень-зима 2007/08
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2008 году эта эпоха консьюмеризма подошла к концу. Кризис, начавшийся в Америке, ударил по рынкам всех стран — и фаза показного потребления на этом закончилась. В стремительно беднеющем обществе отчаянно демонстрировать признаки богатства было неприлично — и на смену блеску и роскоши снова пришли скромность и минимализм. Окончательная перестройка моды заняла пару лет — и в 2010-м году привела к взлету популярности эстетики Фиби Файло в Celine. Дизайнер фактически определила облик женщин на следующее десятилетие — и отголоски созданного ею стиля мы видим до сих пор. В моду вошли неброские нейтральные оттенки, аксессуары в ретро-стиле, удобная обувь на устойчивых каблуках, оверсайз-силуэты и «вечные» формы, которые не выходят из моды. началась очередная волна заимствования вещей из мужского гардероба: окончательно получили статус маст-хэва жакеты объемного кроя, рубашки, как с мужского плеча, и оверсайз-костюмы. Заметные логотипы надолго стали дурным тоном, а роскошь отныне проявлялась в качестве материалов — мягкого кашемира, струящегося шелка и тщательно выделанной кожи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Celine осень-зима 2010/11
Celine осень-зима 2010/11
Legion-Media

Набирает силу новая волна дизайнеров-минималистов: вместе с Файло наступает звездный час Рафа Симонса в Jil Sander (что в дальнейшем обеспечит ему кресло креативного директора в Dior), Франциско Косты в Calvin Klein и сестер Олсен в The Row. Изменения скоро станут заметны и по стритстайлу: если на заре этого жанра модники стремились одеваться как можно ярче и необычнее, чтобы быть замеченными фотографами, то уже к началу 2010-х яркие краски сменит серо-бежевая палитра, а огромные каблуки — лоферы и броги на массивной подошве. Чуть позже в моду даже войдет нормкор — минимализм, возведенный в абсолют, культ самых простых вещей вроде бланковых белых футболок. После этого, на фоне постепенного укрепления экономики, маятник снова качнется в обратную сторону — к яркости, избыточности и показному потреблению. Кризис 2008 года убил моду нулевых, а пандемия коронавируса снова вернула ее к жизни: изголодавшиеся по яркости и экспрессивности покупатели снова полюбили тренды того времени. Надолго ли? Покажет время.

Кризис 2008 года убил моду нулевых, а пандемия коронавируса снова вернула ее к жизни: изголодавшиеся по яркости и экспрессивности покупатели снова полюбили тренды того времени

Показ Celine осень-зима 2013
Показ Celine осень-зима 2013
Legion-Media