РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кризис и тренды: какой была мода в эпоху Великой депрессии

Широкие плечи, вискоза вместо шелка и бижутерия вместо бриллиантов
Кадр из фильма "Вок 1938-го года" (1937)
Кадр из фильма "Вок 1938-го года" (1937)
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мода — главное зеркало любых изменений в обществе. По ней проще всего отследить, что происходит в социуме на всех уровнях — и особенно в экономике. В благополучные времена мода становится роскошнее, в сложные — строже и аскетичнее. Наглядный пример тому — времена Великой депрессии. Глобальный экономический кризис, разразившийся в 1929 году, кардинально изменил общее направление моды прошлого века. «Ревущие двадцатые» с их тягой к роскоши, декоративности и показному потреблению бесследно ушли — им на смену пришел совсем другой стиль.

Поль Пуаре с моделью, 1924
Поль Пуаре с моделью, 1924
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Силуэты становятся проще и лаконичнее, юбки — длиннее, ткани — дешевле, а декор сводится к минимуму или вообще не используется. Демонстрация богатства через внешний вид становится нежелательной и даже неприличной. По большому счету, именно Великая депрессия стала первым периодом в истории человечества, который фактически уравнял богатых и бедных во всем, что касается одежды. Именно в те годы вчерашние богачи стали переходить с индивидуального пошива на одежду массового производства. Наиболее заметным этот процесс был в США, по которым кризис ударил едва ли не больнее всего. Доля американских клиентов в парижских Домах моды в то время упала, а крупные универмаги США перестали закупать у европейских модельеров лицензии на пошив вещей из их последних коллекций (в 20-е это было распространенной практикой). В итоге довольствоваться приходилось либо тем немногим, что предлагал локальный рынок, либо простыми копиями европейских нарядов, сделанными по рисункам из модных журналов. Некоторые парижские модные Дома, ориентированные на клиентуру из Америки, вынуждены были закрыться: среди прочих кризис не пережили Paul Poiret и Jacques Doucet. Зато расцвели те, которые вовремя увидели потенциал на доселе незнакомом арабском рынке: именно тогда постоянными клиентками модельеров стали впервые становиться жены арабских шейхов. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бетт Дэвис в фильме "
Бетт Дэвис в фильме "Только любовь" (1934)
LEGION-MEDIA

Изменились и модные тренды. Захвативший моду в 20-е силуэт «флэппер» с укороченной юбкой и заниженной талией исчез. Ему на замену пришел Х-силуэт с естественным расположением талии, широкими плечами и юбкой-макси. Да, именно в 30-е впервые стали входить в моду жакеты и платья с расширенной линией плеча — позже эту идею доведут до логического завершения дизайнеры 80-х. Могучие плечи символизировали приход нового женского типажа — сильной, разумной и работящей женщины, которой интересна не роскошь, а благосостояние ее семьи в трудное время. Именно в то время женщины вынуждены были массово устраиваться на работу наравне с мужчинами — кризис завершил то, что начали суфражистки. Поэтому и женская одежда должна была быть не столько красивой, сколько удобной и практичной. Скромность всячески поощрялась, поэтому поднявшийся в благополучные 20-е подол юбок снова опустился до пола. Те, кто могли себе это позволить, покупали юбки и платья длины макси — остальным приходилось пришивать к старым вещам оборки и клинья.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джоан Кроуфорд в фильме "Летти Линтон" (1932)
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 30-е в массовый обиход входят застежки-молнии. Пуговицы превратились в дефицит — и их стали активно заменять более дешевыми и простыми в производстве молниями. По тем же причинам стали чаще применяться недорогие и даже грубые ткани: вискозу, акрил, хлопок, простую шерсть. Окончательно входят в моду брюки, которые еще совсем недавно многим казались вызывающими. Ткани на них нужно было меньше, а работать в них было удобнее — и выбор был сделан сам собой. Простых женщин поддержали и звезды Голливуда: Марлен Дитрих нередко тогда появлялась на экране в брюках и даже мужских костюмах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Марлен Дитрих
Марлен Дитрих
LEGION-MEDIA

В то же время, набирал силу тренд на более эффектные наряды, вдохновленные стилем голливудских звезд. Кино все еще преимущественно оставалось черно-белым, поэтому костюмеры голливудских студий старались использовать материалы с интересной фактурой и блестящие ткани: ламе, бархат, парча, атлас, отделка пайетками и перьями. В подражание кинозвездам входят в моду и многочисленные аксессуары. Они к тому же стали спасением для модниц, не имеющих возможность полностью менять наряды, как это было принято раньше. Так небольшие шляпки, маленькие сумочки, шейные платки и меховые горжетки стали способом просто и относительно недорого обновить образ. Впервые в моду масштабно входит бижутерия: настоящие ювелирные украшения стали недоступны даже многим состоятельным покупателям, поэтому ювелиры начинают искать им замену. Поддерживают тенденцию и дизайнеры: Габриэль Шанель, например, начинает выпускать бусы из имитации жемчуга, благодаря чему вводит бижутерию в высокую моду. 

Загрузка статьи...