Чего хотят активисты Just Stop Oil

И зачем они обливают супом Ван Гога и Вермеера

Этой осенью по сети прокатилась волна новостей о нападении активистов движения Just Stop Oil на произведения искусства. Буквально за пару недель от банок супа и клея (которым арт-вандалы приклеивали себя к картинам) пострадали «Подсолнухи» Ван Гога и «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера. Разбираемся, как появились главные эко-активисты момента и за что они борются. И, конечно, зачем им в этой борьбе понадобились шедевры мировой живописи.

Движение Just Stop Oil («Откажитесь от нефти») — очень молодое: официальным днем рождения группы считается 14 февраля 2022 года. В манифесте британского сообщества утверждается, что дальнейшая разработка нефти и газа грозит не только экологическими последствиями, но и усугублением неравенства. По словам активистов, британское правительство тратит £12 миллиардов в год на субсидии и льготы на производство и потребление ископаемого топлива. В то же время новейшие технологии возобновляемых источников энергии получают в стране недостаточно поддержки. Программа Just Stop Oil состоит из 7 основных пунктов и видит выход в смене фокуса властей с «грязной» ископаемой энергии на безопасную для окружающей среды, а также социальных реформах. Вот некоторые из предложений активистов:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Правительство должно создавать новую транспортную инфраструктуру с экологически чистым парком и инвестировать в бесплатный общественный транспорт для граждан, а не в строительство новых дорог и расширение аэропортов;
  • Необходимо модернизировать агросектор, продвигая регенеративное сельское хозяйство, то есть с/х, основанное в первую очередь на заботе о здоровье и качестве почвы.
  • Жилищное строительство: надо утвердить «нулевой углеродный стандарт» для строительства жилых зданий.
  • Улучшение демократического строя. Под этим пунктом подразумевается вовлечение общества в политическую жизнь путем создания гражданских организаций: «Это крайне важно для молодых поколений, которые, возможно, еще не имеют права голоса в нашей выборной демократии, но чье будущее будет определяться решениями, которые мы принимаем прямо сейчас».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важный факт о Just Stop Oil: это коалиция нескольких активистских движений, которая наследует британскому объединению Extinction Rebellion (XR). Именно протестные тактики основателя XR Роджера Халлама легли в основу акций Just Stop Oil. Халлам прославился 5 лет назад, когда учился в Королевском колледже Лондона. Его акции вызывали широкий общественный резонанс: начав с граффити на университетских стенах, через пару лет он вместе со своими последователями решил сорвать рейсы в Хитроу. Группу задержали накануне акции, в рамках которой они планировали запустить дроны в небо над охраняемой зоной аэропорта. Риторика Халлама весьма агрессивна и потому привлекает внимание. В интервью он не раз обращался к катастрофам прошлого, рассуждая о Холокосте и геноциде в Конго в контексте климатического кризиса, а в брошюре, написанной в заключении, предлагал читателям представлять, как насилуют близких им женщин. Это был аргумент в пользу тезиса о том, что эко-коллапс приведет к массовому насилию над женщинами, подобно тому, как это происходит в военное время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участники Just Stop Oil в коммуникации с обществом не ссылаются на Халлама, но используют близкие ему методики гражданского неповиновения: перекрывают мосты и транспортные магистрали в Лондоне и по всей стране, устраивают марши и забастовки. Самым же успешным их кейсом стали, очевидно, нападения на произведения искусства. Сами участники протеста признают, что сами по себе эти акции «дурацкие», но достигают главной цели — запускают обсуждение проблемы. Представительница Just Stop Oil Эмма Браун заявляла, что акции против непосредственно энергетических компаний не работали, а потому группа решила испытать теорию «экономики влияния». Согласно ей, главным ресурсом современности является внимание публики: за него сражаются медиа, бизнес, политические партии. Яркий тому пример, который хорошо понятен работникам модной индустрии — бесконечные шоу, где бренды стремятся затмить друг друга яркой сценографией и приглашенными звездами, в то время как сама одежда оказывается смещенной на второй план. Таким образом, если вы узнали о Just Stop Oil после нападения на «Подсолнухи», акция оказалась успешной. К слову, пока ни разу движение не выбирало для протеста полотно, не защищенное специальным стеклом. Пострадали за все это время разве что рамы.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ