Арт-вандализм: 5 самых скандальных нападений на произведения искусства

И их удивительные причины

«Подсолнухи», 2022

LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

14 октября 2022 года в Национальной галерее в Лондоне экоактивисты залили томатным супом картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи», которая хранилась в музее с 1889 года. «Топливо недоступно для миллионов голодных и холодных семей. Они не могут позволить себе даже разогреть банку супа», — кричал один из участников акции. На протяжении всего «перформанса» пара молодых людей выкрикивала лозунги, призывающие защищать окружающую среду и обеспечивать людям достойное качество жизни в период кризиса. В чем именно провинилась перед протестантами картина, они не пояснила.

«Пьета», 1972

«Пьета»
«Пьета»
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

21 мая 1972 года австралиец венгерского происхождения Ласло Тот, давно мечтавший попасть в Собор святого Петра, наконец исполнил свое заветное желание. Правда цели у него были не туристические и даже не совсем религиозные. В Ватикан Тот пронес молоток, с которым, улучив момент, он яростно набросился на статую Микеланджело «Пьета» с криками «Я Иисус Христос!». До того, как шокированные прихожане оттащили преступника от шедевра, он успел нанести 15 ударов. Больше всего пострадала фигура Девы Марии: Тот отбил ей руку и сильно повредил лицо.

Католика Тота, как выяснилось в ходе следствия, глубоко возмущало «культивирование мертвого Христа». Написав множество писем Павлу VI и не получив ответа, он поставил своей целью уничтожить статую, которая была самым знаменитым воплощением ненавистного ему образа. Суд признал Тота невменяемым и отправил его на принудительное лечение, а затем депортировали из Италии в Австралию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Иван Грозный и сын его Иван», 2018

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
tretyakovgallery.ru

Хотя охранные системы в больших государственных музеях близки к совершенству, самые настойчивые вандалы все равно находят способ пробраться к полотнам. Один из самых резонансных случаев произошел в Москве буквально 4 года назад.

Уроженец Узбекистана Игорь Подпорин столбом ограждения разбил защитное стекло и в трех местах значительно повредил хрестоматийную работу Ильи Репина. Двигал им вновь религиозный мотив. После задержания Подпорин заявил, что картина «оскорбляет чувства верующих, православных и вообще всех в России», а также высказал свое недовольство популярным изображением Ивана IV как жестокого тирана. Мужчину приговорили к 2,5 годам лишения свободы в колонии общего режима по статье 243: уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, совершенное в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К слову, у мужчины был не менее упрямый предшественник: в 1913 году старообрядец Абрам Балашов тоже попытался уничтожить полотно. Тогда в реставрации принимал участие сам Репин: ему пришлось почти заново создавать лица изображенных.

«Венера с зеркалом», 1914

«Венера с зеркалом»
«Венера с зеркалом»
LEGION-MEDIA

«Венера с зеркалом» Диего Веласкеса была скандальной работой и во время своего создания: вуайеристский сюжет с участием богини красоты и любви никак не мог пройти цензуру, установленную в Испании инквизицией, поэтому художник написал «Венеру» в Италии и тайком провез на родину. Несколько веков спустя шедевр стал уже объектом ненависти набиравшего обороты движения суфражисток: по их мнению, картина была воплощением патриархального взгляда на женщину как на сексуальный объект. А еще полотно было одним из самых известных в коллекции лондонской Национальной галереи — и потому именно к нему утром 4 марта 1914 года лежал путь Мэри Ричардсон, еще молодой, но уже опытной в борьбе с сотрудниками правопорядка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дождавшись, когда констебли разойдутся, она достала спрятанную под пальто мясную тяпку, разбила защитное стекло и набросилась на полотно. Началась суматоха, во время которой некоторые посетители галереи даже пытались закидать Мэри путеводителями. Когда девушку задержали, она, пользуясь вниманием публики, озвучила цель своей акции: «Да, я суфражистка. Можно нарисовать другую картину, но нельзя нарисовать новую жизнь — ту, которую сейчас отнимают у миссис Панкхерст». Арестованная на тот момент Эммелин Панкхерст была основательницей Женского социально-политического союза (WSPU), который активно и порой весьма радикально боролся за права женщин. Ричардсон присоединилась к нему после «Черной пятницы» — одного из суфражистских маршей, который закончился жестокими задержаниями и избиениями протестующих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мэри Ричардсон покидает здание суда
Мэри Ричардсон покидает здание суда
LEGION-MEDIA

За порчу Веласкеса Ричардсон приговорили к полугоду в одиночной камере, но вышла она досрочно, объявив голодовку и чуть не скончавшись. Это был весьма популярный трюк: в начале XX века, по британскому закону «кошках и мышах», начальники тюрем могли отпускать суфражисток, объявивших голодовку, если их состояние было критическим. При условии, что те вернутся, как только им станет лучше. Разумеется, женщины предпочитали скрываться от полиции, пока вновь не бывали ей задержаны — и тогда снова объявляли голодовку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Белый крест», 1997

Казимир Малевич. Белое на белом, 1918
Казимир Малевич. Супрематическая композиция: Белое на белом, 1918
LEGION-MEDIA

Иногда порча одних произведений искусства становится попыткой создания других — так вышло и с «Белым крестом» Казимира Малевича в 1997 году. Российский акционист Александр Бреннер решил — разумеется, не спрашивая ни автора, ни смотрителей музея — стать соавтором великого авангардиста. В 1997 году в амстердамском Стеделейк-музее он нарисовал поверх «Белого креста», стоившего миллионы, зеленый знак доллара.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом Бреннер выступил против коммерциализации искусства и запустил своего рода арт-флешмоб. С Мелевича зеленую краску смыли, но идея понравилась последователям Бреннера. Так, в 2012 году в лондонской галерее Tate Modern россиянин Владимир Уманец подписал своим именем полотно Марка Ротко «Черный на красно-коричневом».