Культ вундеркиндов: почему мода так одержима историями раннего успеха

И чем это опасно
21-летний Карл Лагерфельд и 18-летний Ив Сен-Лоран в финале конкурса Международного секретариата шерсти, 1954
21-летний Карл Лагерфельд и 18-летний Ив Сен-Лоран в финале конкурса Международного секретариата шерсти, 1954
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот текст начался с... картинки в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). «Я устаю от списков "до 40". Покажите мне кого-то, кто получил ученую степень в 60 после того, как потерял все. Дайте мне 70-летнего писателя-дебютанта, который описывает целую жизнь любви и горя. Дайте мне мозолистые руки и нежные сердца», — скрин твита писателя Дуга Мурано так запал мне в душу, что я репостнул его в stories. С Дугом я абсолютно солидарен: я очень устал от всеобщей одержимости историями раннего успеха. Медиа ежедневно вываливают на нас поток информации о людях, которые в 15 лет запатентовали свое первое изобретение, в 18 открыли собственный стартап, а в 20 продали его за миллиард долларов — и в какой-то момент на этом фоне начинает казаться, что с тобой что-то не так. Все эти истории вундеркиндов вроде как должны служить мощной мотивацией ставить амбициозные цели и добиваться их в кратчайшие сроки, но вместо этого дают лишь тревожность и синдром упущенной выгоды. Трудно не заработать проблемы с самооценкой, когда кажется, что все вокруг к твоему возрасту (а то и гораздо раньше) уже добились каких-то невероятных высот. Все вокруг, кроме тебя.

Все эти истории вундеркиндов вроде как должны служить мотивацией ставить амбициозные цели и добиваться их в кратчайшие сроки, но вместо этого дают лишь тревожность и синдром упущенной выгоды

24-летний Шарль де Вильморен в финале своего первого показа для Rochas
24-летний Шарль де Вильморен в финале своего первого показа для Rochas
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реакции на «сторис» с этим постом показали: эта проблема волнует не только нас с Дугом Мурано. Десятки моих знакомых самого разного возраста в ответ на нее поделились со мной точно такими же переживаниями. Что интересно, подавляющее большинство из них работает в моде. Почему именно профессионалов этой индустрии так волнует эта тема? После разговора с автором телеграм-канала Fashionchain Еленой Купряхиной я нашел ответ на этот вопрос: мода ужасно зациклена на историях раннего успеха. Вот, например, Шарль де Вильморен, которого только ленивый еще не назвал «вундеркиндом от моды». Еще в школе он попал на свою первую стажировку — и сразу в Lanvin, под крыло к Альберу Эльбазу, Всего в 23 года основал свой собственный бренд, а в 24 выпустил первую кутюрную коллекцию и был назначен креативным директором Rochas. Разумеется, об этом написали все большие и маленькие медиа — и исключительно в самых восторженных выражениях и самых радужных красках. Сразу напрашивается параллель с другим известным «вундеркиндом» — Ивом Сен-Лораном. Тот в 18 лет выиграл престижный конкурс дизайнеров Международного секретариата по шерсти (ныне известный как Woolmark Prize), в 19 попал ассистентом к Кристиану Диору, а в 21 сменил его на посту креативного директора Дома Dior. И обо всем этом вы, конечно же, не раз читали. И наверняка гораздо чаще, чем о том, что Миучча Прада выпустила свою первую коллекцию в 40, а Кристиан Диор — в 42. Но почему индустрия так зациклена именно на тех, кому удалось рано прийти к успеху?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кристиан Диор на примерке, 50-е
Кристиан Диор на примерке, 50-е
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мне не кажется, что это какая-то озабоченность именно моды. Просто мода по природе своей очень медийна, поэтому всякое условное "отклонение от нормы" раздувается до необычайных размеров. То есть если кто-то возглавит завод в 21 год, то мы можем об этом просто не узнать. А если кто-то в этом возрасте возглавит Дом моды — это, разумеется, сенсация. Сейчас это де Вильморен, а в конце 90-х был Оливье Тискенс. Ему было чуть ли не 19, когда он создал свой бренд, бросив престижную школу La Cambre. Тут же еще вопрос в том, что дизайнеры, которые решаются на такое — люди талантливые, непохожие, особенные. Так что скорее это привлекает внимание», — считает модный критик, директор Музея моды, основательница проекта Front Fashion и автор одноименного телеграм-канала Ольга Михайловская. И действительно: мода всего лишь «зеркалит» все, что происходит в обществе. И если мода одержима вундеркиндами — значит, ими одержимы буквально все вокруг, далеко за ее пределами. «Вундеркиндов любят не только в моде, а везде — в спорте, в бизнесе, даже в журналистике. Сколько раз мы слышали: "Ей едва исполнилось двадцать, а она уже главный редактор"», — подтверждает эту мысль фичер-директор The Symbol Анастасия Углик.

Если кто-то возглавит завод в 21 год, то мы можем об этом просто не узнать. А если кто-то в этом возрасте возглавит Дом моды — это, разумеется, сенсация

Ольга Михайловская модный критик, директор Музея моды, основательница проекта Front Fashion и автор одноименного телеграм-канала

Но важно понимать одно: такие случаи раннего успеха все-таки единичны — и не только в моде, но и в любой другой сфере. К тому же быстрый взлет вовсе не гарантирует долгую и успешную карьеру. «Частный fashion-случай дополнительно поражает тех, кто хорошо понимает: чтобы выпустить удачную и успешную коллекцию, мало таланта и задора. В ее создании участвует масса людей, она завязана на сложном производстве и подчиняется рыночным законам. Все это требует определенного опыта, которого трудно ожидать от очень молодых. Конечно, можно, как заласканный критиками до безобразия Шарль де Вильморен, запереться в квартире и из остатков ткани собственными руками сшить пару-тройку кутюрных луков, но построить на этом твердо стоящий на ногах бренд нельзя», — добавляет Анастасия Углик. Так что не стоит сразу же убиваться, сравнивая себя с молодыми да ранними: как показывает практика, куда больше шансов на дальнейшее процветание у тех, кто «выстрелил» в более осознанном возрасте — даже если сам факт их успеха не так поражает воображение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Миучча Прада на премии VH1 Fashion Awards, 1998
Миучча Прада на премии VH1 Fashion Awards, 1998
GETTY IMAGES

«Про то, что Диору было уже 42, когда он создал свой Дом, на самом деле не написал только ленивый. Да и про Праду не то чтобы всегда молчали. Всюду пишут, что она училась на политолога, потом вообще мима, что вовсе не собиралась брать семейное дело в свои руки, но потом сменила гнев на милость. И, кстати, еще один поздний цветок — Армани. Ему тоже было 40, когда он создал свой бренд, и про это тоже пишут всюду. Просто это, видимо, не такой "шок-контент", как 20-летний глава крупного Дома или участник недели Haute Couture», — говорит Ольга Михайловская. Выходит, что, как показывает практика, больше шансов удержать успех все-таки у тех, кто добился его в более осознанном возрасте. Как ни крути, если не считать Сен-Лорана (которого, если быть честным, тоже не было бы без помощи Пьера Берже), историй продолжительного и последовательного успеха среди модных вундеркиндов почти нет. Уже упомянутый Оливье Тискенс хоть и громко стартовал в 20 лет, но уже который год скитается из одного бренда в другой (два года назад после Rochas, Nina Ricci и Theory нелегкая занесла его в богом забытый Дом Azzaro). Зато Кристиан Диор создал Дом, который благополучно процветает вот уже 65 лет после его смерти, а Миучча Прада и Джорджо Армани живы, здоровы и до сих пор держат и творческий, и бизнес-контроль над своими брендами в собственных руках.

Чтобы выпустить успешную коллекцию, мало таланта и задора. В ее создании участвует масса людей, она завязана на сложном производстве и подчиняется рыночным законам

Анастасия Углик Фичер-директор The Symbol

Так что если вы уже перешагнули 25-летний рубеж, но все еще не возглавили Дом моды или глянцевый журнал — не стоит заниматься самокопанием и впадать в уныние по этому поводу. У вас все еще впереди — позвольте себе идти по жизни в комфортном темпе, не гонясь за кем-то, у кого это получается быстрее. И потом, лет через десять вы гарантированно станете относиться к историям раннего успеха куда проще, а над своими сегодняшними переживаниями просто посмеетесь. «Не могу не отметить, что возраст меняет оптику. Меня лично, живущую, страшно сказать, на пятом десятке, куда больше впечатляют истории, в которых дизайнеры делают свои первые коллекции и добиваются успеха в 40, а не в 20», — делится Анастасия Углик. Поэтому просто запаситесь терпением и продолжайте совершенствовать свое мастерство, не отвлекаясь на многочисленные истории «успешного успеха». Возможно, в очередной список «30 до 30» вы и не попадете, но так ли это важно в долгосрочной перспективе?

Оливье Тискенс и Лили Дональдсон в финале показа Nina Ricci весна-лето 2009
Оливье Тискенс и Лили Дональдсон в финале показа Nina Ricci весна-лето 2009
GETTY IMAGES