Ушел из жизни Марк Боан — дизайнер, 29 лет возглавлявший Dior. Что нужно о нем знать

Любимый дизайнер Грейс Келли
Марк Боан с моделью Марго МакКендри в пальто из коллекции «Jungle» CHRISTIAN DIOR осень-зима 1961
Марк Боан с моделью Марго МакКендри в пальто из коллекции «Jungle» CHRISTIAN DIOR осень-зима 1961
Richard Avedon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна невосполнимая потеря мира моды: выяснилось, что 6 сентября ушел из жизни Марк Боан — дизайнер, сотрудничавший с Patou и возглавлявший Дом Dior почти 30 (!) лет. Несмотря на впечатляющую творческую биографию, его вспоминают не так часто, как предшественника Ива Сен-Лорана, проработавшего в Dior всего пару лет. Постараемся восстановить эту несправедливость. Рассказываем, что нужно знать об этом выдающемся, но незаслуженно обделенном вниманием потомков дизайнере.

Самый долгоиграющий дизайнер Dior

На посту креативного директора Dior Марк Боан провел 29 лет — больше, чем какой-либо другой дизайнер, включая самого Кристиана Диора. Эти почти три десятилетия были, пожалуй, самыми спокойными и стабильными в истории французского Дома. Боан вел Dior спокойно, без лишней суеты и надрыва. Не устраивал пышных показов и не шокировал клиентов и прессу революционными коллекциями (в отличие от Сен-Лорана, которому куртки битников из кожи аллигатора стоили должности), зато вводил новые линейки, налаживал мосты со звездными клиентками и работал на самую платежеспособную аудиторию — ту, что жаждет красивой, но понятной и уместной в любых обстоятельствах одежды. Именно такую он и создавал. Возможно, сегодня его аккуратные пальто-трапеции, однотонные вечерние платья в пол и добротные шерстяные костюмы-двойки несколько теряются на фоне «нью лука» самого Диора и гротескной театральщины Джона Гальяно. Зато они стабильно становились любимыми для постоянных клиенток Дома, которые доверяли именно Боану самые важные выходы в своей жизни — от красных дорожек до свадеб.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Марк Боан с моделями в платьях из своей первой коллекции для CHRISTIAN DIOR весна-лето 1961
Марк Боан с моделями в платьях из своей первой коллекции для CHRISTIAN DIOR весна-лето 1961
Mark Shaw

Любимец Грейс Келли

Даже если имя дизайнера вам не знакомо, список его звездных клиенток говорит сам за себя. Для Боана княгина Монако была не просто заказчицей и даже не музой, а ближайшей подругой. Да, она носила платья Кристиана Диора и поддержала еще совсем юного Ива Сен-Лорана на старте карьеры, но именно с Марком ее связывает самое долгое и плодотворное сотрудничество. Постоянной клиенткой Dior она стала в 60-е — и именно с подачи дизайнера. Он создал одни из ее самых запоминающихся образов и фактически стал для княгини членом семьи, представителем ближайшего круга. «Мы сблизились, потому что у нас было много общих друзей. Сразу после свадьбы она стала заказывать наряды в Доме Dior. Я лично следил за каждым ее заказом. Никогда не позволял отправлять ей готовое платье, прежде чем сам увижу его», — вспоминал он после гибели Грейс. Но она была далеко не единственной преданной звездной клиенткой дизайнера. Обожала его и Элизабет Тейлор, которая получала «Оскар» в 1961-м в платье Dior с гипертрофированно узкой талией и пышной юбкой-баллоном, расшитой цветочным узором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Принцесса Монако Грэйс и Марк Боан на открытии магазина Baby Dior в Париже, 1 ноября 1967 года
Принцесса Монако Грэйс и Марк Боан на открытии магазина Baby Dior в Париже, 1 ноября 1967 года
REPORTERS ASSOCIES/Gamma-Rapho/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коммерческий гений

С Марком Боаном сыграло злую шутку «соседство» с другими креативными директорами Dior. Его предшественником был Ив Сен-Лоран, а преемником — Джанфранко Ферре. Две фигуры, на фоне которых довольно легко померкнуть. Но в годы работы он был одним из безусловных столпов французской моды. То, что Dior удалось благополучно пережить закат эпохи кутюра и взлет pret-a-porter, не растеряв клиентуру и оставшись коммерчески успешным бизнесом, — его заслуга. Он знал, как выдерживать баланс между зрелищностью и практичностью. А еще как никто умел налаживать связи с заказчицами и делать так, чтобы каждая осталась довольна. «У меня была традиция: каждое утро я запрашивал список всех заказов. Это помогало избегать повторов среди клиенток, близко знакомых друг с другом», — вспоминал он. Надо ли говорить, что при таком подходе конфузы на светских вечерах были исключены?