«Обмани, но останься»: почему Анна Винтур — все еще самая влиятельная женщина мира моды

Была, есть и будет
Антон Гулевский
Антон Гулевский
Фэшн-колумнист
«Обмани, но останься»: почему Анна Винтур — все еще самая влиятельная женщина мира моды
The Symbol
Анна Винтур на Неделе моды в Нью-Йорке, 1997 год
Анна Винтур на Неделе моды в Нью-Йорке, 1997 год
Rose Hartman/Archive Photos/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конец июня оказался богат на индустриальные новости, но одна особенно поразила фэшн-инсайдеров. Анна Винтур оставила кресло главного редактора американского Vogue, в котором провела 37 (!) лет. За шоком, правда, быстро последовало облегчение (а для многих — разочарование): оказалось, легенда глянца никуда не уходит. Она сохранит за собой позиции руководителя по контенту всего издательского дома Condé Nast и глобального редакционного директора всех изданий Vogue в мире. То есть фактически окажется прямым начальником своего будущего преемника. Который, к слову, будет уже никаким не главным редактором, а «главой редакционного контента», и эта позиция — нововведение самой Винтур. Впрочем, это не единственная причина, почему Анна — все еще самая влиятельная фигура мира моды. Колумнист The Symbol, PR-директор концепт-стора КМ20 Антон Гулевский, перечисляет остальные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Революционер от глянца

24-летняя Анна Винтур на показе Madame Gres Couture весна-лето 1973
24-летняя Анна Винтур на показе Madame Gres Couture весна-лето 1973
Reginald Gray/WWD/Penske Media/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня великую и ужасную Анну многие упрекают в консерватизме. Дескать, именно с ее подачи Vogue перестал не то что задавать тренды, а даже поспевать за уже имеющимися. Но так было отнюдь не всегда. Более того: ее «правление» началось с настоящей революции. Вернемся на 37 лет назад, в ноябрь 1988-го. В редакции раздается звонок: представители типографии уточняют, не произошло ли какой-то ошибки. Их смутила обложка с моделью Микаэлой Берку. На ней девушка стоит в кутюрном топе Christian Lacroix с византийским крестом, расшитом камнями, и простых синих джинсах. Растрепанные от ветра волосы, широкая улыбка, прищуренные глаза, непринужденная поза и минимум макияжа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анна Винтур и Андре Леон Телли на ужине по случаю вручения премии CFDA Fashion Awards в в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 1988 год
ony Palmieri/WWD/Penske Media/Getty Images
Vogue ноябрь 1988
Peter Lindbergh

Сегодня это изображение вряд ли кого-то удивит. Но в 1988-м оно вызвало революцию. Для контекста надо понимать, как выглядели обложки Vogue до этого. На протяжении 80-х их снимал исключительно легендарный Ричард Аведон. Модели позировали ему на белом студийном фоне, в драматичном макияже и броских, крупных украшениях. Только крупные планы — и обязательно взгляд, направленный прямо в объектив. Долгое время это было золотым стандартом глянцевой обложки — но все изменилось в приходом Анны Винтур. Что еще любопытнее, легендарный кадр получился по чистой случайности. Как рассказывает стилист съемки, Карлин Сер де Дюдзель, джинсы пришлось использовать, потому что вернувшаяся из отпуска Микаэла не влезла в узкую подиумную юбку. Так деним (и не какой-нибудь дизайнерский, а вполне демократичный Guess) впервые оказался на обложке «библии моды». И глянец уже никогда не был прежним.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мода = поп-культура?

Анна Винтур на благотворительном вечера «Winternight '91» в отеле The Plaza в Нью-Йорке, 1991 год
Анна Винтур на благотворительном вечера «Winternight '91» в отеле The Plaza в Нью-Йорке, 1991 год
Ron Galella/Ron Galella Collection/Getty Images

Но это не единственное, что изменилось в глянцевом бизнесе с приходом Анны Винтур. Именно с ее подачи знаменитости на страницах фэшн-журналов заметно потеснили моделей. В первый же год своего главредства она поставила на обложку Мадонну — еще не всеми признанную поп-королеву, а безумно популярную, но весьма скандальную звезду. По словам самой Винтур, эта идея посетила ее после случайного разговора с соседом по креслу в самолете. Незнакомец поинтересовался, где работает его собеседница. Получив ответ, он сказал: «Это самый потрясающий журнал, такой роскошный, такой элегантный. Он олицетворяет все самое классическое и красивое. Это Кэтрин Хепберн, Одри Хепберн, Грейс Келли — и это никогда не будет кто-то вроде Мадонны». Но Винтур всегда любила обманывать ожидания — и пошла на риск, выбрав неочевидную героиню. Ставка сработала: номер стал бестселлером, а тираж превысил прошлогодний на 200 000 экземпляров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Анна Винтур в Нью-Йорке, 1995 год
Ron Galella, Ltd./Ron Galella Collection/Getty Images
Мадонна в съемке для Vogue май 1989
Patrick Demarchelier
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С тех пор Винтур стала повторять этот трюк из раза в раз, до тех пор, пока к нулевым селебрити окончательно не вытеснили моделей с обложек Vogue. И хотя инсайдеры индустрии справедливо сетовали, что это размывает имидж издания, а модели остаются без работы, руководство Condé Nast все устраивало: тиражи росли, а с ними и доходы от рекламы. С тех пор Анна не раз выбирала неочевидных героинь — от Мелании Трамп (разумеется, задолго до президентства Трампа) до Ким Кардашьян (на тот момент — звезды реалити-шоу и невесты Канье Уэста) и новоиспеченной супруги Джеффа Безоса, Лорен Санчес. Можно сколько угодно критиковать этот подход, но очевидно одно: Винтур первой почувствовала, что мода становится неотъемлемой частью поп-культуры. И главный глянцевый журнал должен был отражать эти перемены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Делатель королей»

Анна Винтур на показе Oscar de la Renta в Нью-Йорке, 1993 год
Анна Винтур на показе Oscar de la Renta в Нью-Йорке, 1993 год
Ron Galella, Ltd./Ron Galella Collection/Getty Images

Впрочем, влияние «ядерной зимы» (так в индустрии прозвали нашу героиню за непростой характер) распространялось далеко за пределы глянца. В моде она стала тем, кого принято называть «делателем королей» — человеком, чьего решения достаточно, чтобы превратить дизайнера в суперзвезду. Или, напротив, разрушить его карьеру. Хрестоматийный пример — Джон Гальяно. Его Анна выручила дважды. Впервые — в 1994-м, когда молодой и практически нищий дизайнер еле сводил концы с концами, пытаясь спланировать показ новой коллекции. Не без помощи Винтур (и ее коллеги по Vogue Андре Леона Телли) Джон получил и деньги на пошив коллекции, и особняк Сао Шлюмберже для проведения шоу — а потом и вовсе стал креативным директором Givenchy.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джон Гальяно, Анна Винтур и д Оскар де ла Рента на Met Gala в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 1998 год
Джон Гальяно, Анна Винтур и д Оскар де ла Рента на Met Gala в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 1998 год
Rose Hartman/Archive Photos/Getty Images

В 2011-м, когда Гальяно потерял работу в Dior из-за антисемитских высказываний, она продолжила поддерживать старого друга — и, как поговаривают, приложила руку к его назначению в Maison Margiela. А в прошлом году и вовсе хотела устроить Met Gala его имени, но поменяла свои планы едва ли не в последний момент. Владелец LVMH Бернар Арно открыто признавался, что прислушивается к мнению экс-главреда Vogue при выборе креативных директоров в своих брендах. Да что там: легенда глянца взрастила целое поколение американских дизайнеров, которые стали известны только благодаря поддержке Vogue.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бренд имени себя

Анна Винтур на мероприятии Fresh Air Fund в Нью-Йорке, 1995 год
Анна Винтур на мероприятии Fresh Air Fund в Нью-Йорке, 1995 год
Ron Galella, Ltd./Ron Galella Collection/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, в мегабренд планетарного масштаба Анна превратила не только вверенный ей журнал, но и себя саму. Да что там: на данный момент она и есть Vogue. В своих твидовых костюмах Chanel, неизменных черных очках и с безупречным каре. Этот образ стал ее визитной карточкой: его сотни раз повторяли для съемок и образов на Хэллоуин, пародировали и тиражировали. Похвастаться такой степенью узнаваемости могут не все дизайнеры, а из главредов глянца, пожалуй, более никто. Винтур могла бы запатентовать свой облик — и это ни у кого бы не вызвало вопросов. Легенды о ее сложном характере и безжалостном подходе к работе ходят далеко за пределами индустрии. Да что там: она даже стала прообразом Миранды Пристли — монструозного главреда глянцевого журнала «Подиум» из книги «Дьявол носит Prada» и одноименного культового фильма. Может ли этим похвастаться любой другой персонаж из мира моды? Едва ли.