«Мода — это не наука, в ней нет стопроцентно работающих формул успеха»: Миша и Китти о школах стилистов, смене профессии и работе с Машей Миногаровой

Интервью с известными стилистами
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шоу Маши Миногаровой и Лены Павельевой «Позавчерашние новости» зрители любят не только за юмор, но и за яркие образы ведущих. За их луками стоят Миша и Китти — одни из самых известных стилистов Москвы и, пожалуй, единственные, кто работает в дуэте. Ребята не только собирают яркие образы своим клиентам, но и на собственном примере показывают, как носить самые авангардные вещи Vetements, Comme des Garçons и Maison Margiela. Редактор моды The Symbol Антон Гулевский поговорил с ними и узнал, как сменить юриспруденцию на моду, стоит ли идти учиться в школу стилистов, каково работать с собственным супругом и почему многие российские знаменитости так плохо одеваются.

С чего началась ваша карьера стилистов?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миша: По семейной традиции я пошла учится на юриста и много лет работала по специальности, хотя при этом чувствовала себя не на своем месте. Помню, как смотрела показы по дороге в офис и мечтала, что когда-нибудь мода станет моей работой. Да и мои наряды Comme des Garçons довольно странно смотрелись в коридорах офисов «Москвы-Сити». В один прекрасный момент я решила перестать над собой издеваться, окончательно бросила юриспруденцию и устроилась стилистом на съемки интернет-магазина в ЦУМ. Пришлось начинать все с чистого листа и усердно работать за зарплату в десять раз меньше, но я наконец-то почувствовала себя по-настоящему увлеченной и счастливой. Эта работа была тяжелой, но на ней я приобрела бесценные навыки, которые помогают мне по сей день. Я познакомилась с кодами всех больших брендов, изучила особенности кроя и посадки вещей, могу в два счета собрать базовый гардероб и выделить главные тренды сезона. Но самое главное: я научилась правильно преподносить абсолютно любую вещь и теперь могу собрать с ней классный образ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Китти: В начале карьеры я несколько лет проработал в мультибрендовом бутике с очень интересной и неординарной подборкой вещей, в команде с байером Натальей Рэй. Именно в тот период мы с Мишей впервые съездили на Неделю моды в Париж, посетили свои первые показы и шоурумы, познакомились с любимыми дизайнерами и поучаствовали в закупке коллекций. Никогда не подумали бы, что в первую же поездку в Париж вживую увидим Рэи Кавакубо (креативный директор Comme des Garçons — прим. ред.), выпьем кофе с Анной Делло Руссо и будем сидеть на показах рядом с любимым Юргеном Теллером! Позже я начал работать вместе с Мишей — сначала на съемках, а потом и с клиентами.

Помню, как смотрела показы по дороге в офис и мечтала, что мода станет моей работой. Да и мои наряды Comme des Garçons странно смотрелись в коридорах «Москвы-Сити»

Миша Стилист

Вам приходилось сомневаться в правильности выбора профессии?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Китти: Никогда.

Миша: Я слишком долго шла к тому, чтобы работать стилистом, и многим ради этого пожертвовала. Это моя сбывшаяся давняя мечта, и я безумно рада, что мне удалось успешно ее реализовать. Конечно же я уверена в правильности своего выбора. Планирую и дальше развиваться в моде. Возможно, не только в стайлинге. Я вообще считаю: если есть сомнения — значит, путь выбран неправильно. Сомневаешься — не делай.

Какой совет вы бы дали самим себе в начале карьеры?

Мы и сейчас себе об этом постоянно напоминаем, но в начале карьеры этот совет актуален особенно. Делать больше персональных съемок и проектов. Вкладывать в них всю душу и деньги, пополнять портфолио работами, которыми можно гордиться, которые на сто процентов отражают наше видение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы, наверное, единственный дуэт стилистов, который приходит на ум. Как вы начали работать вместе?

Да, эта особенность уже стала нашей фишкой. Мы вообще все время проводим вместе, у нас общие интересы и взгляды на жизнь, для нас работать вместе — естественно и комфортно. Мы никогда не устаем друг от друга, и совместная работа стала естественным продолжением нашего образа жизни. Именно в момент знакомства наше увлечение модой превратилось для нас в профессию. Сначала мы вместе стилизовали творческие съемки, а затем уже окончательно объединились в дуэт — и с тех пор не расстаемся ни дома, ни на работе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Миша и Китти — это псевдонимы?

Это просто случайно родившиеся производные наших настоящих имен — Маша и Никита. Эти прозвища появились в самом начале нашего общения, больше 10 лет назад. Прикол, конечно же, в том, что сразу не совсем очевидно, кто из нас кто, поэтому многие путают. Использовать прозвища в работе мы начали с того, что подписали съемку для журнала Metal Magazine как «stylists: Mischa & Kitty» (рус. «стилисты: Миша и Китти» — прим. ред.). Такая подпись оказалась проще в прочтении, чем наши полные имена и фамилии. Решили все так и оставить.

У вас обоих очень яркий стиль. Как он сформировался?

Наш стиль продолжает формироваться до сих пор, многое в наших образах часто меняется. Мы постоянно экспериментируем со своей внешностью и с удовольствием пробуем новое в одежде, прическах и макияже. Первым делом стараемся примерить все находки именно на себя, поэтому часто выступаем в качестве не только стилистов, но еще и моделей. Считаем, что очень важно быть открытыми к модным экспериментам: только так можно выяснить, как много вещей вам на самом деле идет. В первую очередь нас вдохновляет сама мода. Мы всегда обращаем внимание на коллекции молодых дизайнеров, ищем в них свежие идеи, новое видение. Среди недавних открытий — британцы Martine Rose и Charles Jeffrey Loverboy, Ninamounah из Амстердама и берлинцы GmbH.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что насчет путешествий?

Миша: Путешествия — огромный источник вдохновения для нас. Мы всегда ищем возможность увидеть что-то новое, понаблюдать за людьми, их внешним видом, бытом и культурой. Часть нашей личной истории тесно связана с Берлином, в который мы влюбились с первой поездки и в итоге даже прожили там несколько лет. Берлин сделал и нашу любовь друг к другу сильнее: именно там, на лавочке у любимой тайской забегаловки на Hermannplatz, а не в Париже под Эйфелевой башней, как это принято, Китти сделал мне предложение выйти за него замуж. Нас сразу же вдохновила эстетика Берлина и его свободный дух. Альтернативная культура, история разделения и последующего объединения города, культурное и национальное многообразие, уважение берлинцев друг к другу и их свобода самовыражения, архитектура брутализма, искусство на улицах города и в галереях, танцы в Berghain — все это сформировало наше видение и очень повлияло на наш стиль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без чего вы никогда не выйдете из дома?

Китти: Крайне некомфортно чувствую себя без своих украшений — серег и колец. Если вдруг забуду их надеть, то обязательно вернусь, иначе буду целый день мучиться.

Миша: Я почти не ношу аксессуары, даже сумку не всегда с собой беру. А вот обувь для меня очень важна, ведь я вижу ее каждый раз, когда опускаю глаза вниз. И потом, классная пара обуви может спасти любой лук — даже самый простой.

Китти: пиджак, ремень, обувь Martine Rose (KM20); Миша: платье, ремень, обувь Martine Rose (KM20)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы делите между собой рабочие обязанности?

Миша обычно берет на себя разработку идеи и всю подготовку к ее реализации, а Китти — коммуникацию с клиентом и всеми участниками процесса. На съемках мы обычно вместе, но в последнее время работы заметно прибавилось, поэтому иногда приходится разделяться. Но каждый собираемый образ мы всегда утверждаем вдвоем. Обязательно отсылаем друг другу фотографии перед съемкой, комментируем и дополняем идеи друг друга. А вот когда мы собираем образы по отдельности, то обязательно без конца спорим, у кого же все-таки получилось лучше.

Вы уже довольно давно занимаетесь стилем Марии Миногаровой. Как началось ваше сотрудничество?

Мы познакомились на вечеринке у общих друзей. Нам сразу же стало интересно поработать с Машей, ведь она обладает не только яркой харизмой, но и внешностью настоящей супермодели. В тот день Маша рассказала нам про свой проект «Я выше этого», посвященный проблемам буллинга девушек с высоким ростом. Идея оказалась нам созвучна, потому что мы и сами довольно высокие — выше 182 см. Наше сотрудничество сложилось успешно с самой первой съемки. Наверное, потому что в первую очередь нас связывают дружеские отношения, общие убеждения и цели. Мы — настоящая команда, работать вместе нам легко и приятно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чему вы научились за время работы над шоу Маши Миногаровой и Лены Павельевой «Позавчерашние новости»?

В первую очередь, съемки научили нас тому, что наш любимый оверсайз и гиперобьем смотрятся в кадре очень плохо, делая героев огромными. (Смеются.) В итоге подходящей нам для съемок одежды остается не так уж и много, так как приходится тщательно учитывать все особенности фигуры и построения кадра. А вообще, это наш любимый проект: на съемки каждого выпуска мы идем, как на праздник.

Действительно хороших стилистов в России все еще очень мало. Большинство наших знаменитостей по-прежнему выглядят плохо, тратя при этом внушительные суммы на свой гардероб

Российские знаменитости стали обращаться к стилистам совсем недавно. Как вы думаете, с чем это связано?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первую очередь с тем, что услуги стилистов стали доступнее. Теперь каждый может найти специалиста на свой вкус и бюджет. Наличие стилиста действительно экономит много времени и сил, а для знаменитостей с их плотным графиком это и вовсе необходимость. Но, к сожалению, действительно хороших стилистов в России все еще очень мало. Большинство наших знаменитостей по-прежнему выглядят плохо, тратя при этом внушительные суммы на свой гардероб. Хороший стилист поможет публичному человеку раскрыть свою индивидуальность, подчеркнуть свои достоинства и выйти на новый профессиональный уровень благодаря продуманному визуалу — но на поиски «своего» специалиста нужно время.

Роль звездных стилистов в последнее время очень изменилась: Лоу Роуч, Мейв Рейли и Гарри Ламберт, например, стали такими же героями глянца и красных дорожек, как и их клиенты, а их решения влияют на продажи брендов ощутимее, чем любая реклама. Как вы думаете, с чем связаны эти процессы?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стилисты уже давно формируют модную индустрию, влияют на принимаемые дизайнерами решения. Просто раньше их работа в основном велась за кулисами. А с развитием социальных сетей мир узнал и о персональных звездных стилистах. Людям стало интересно, кто отвечает за образы их кумиров. Селебрити-стилисты зачастую собирают своих клиентов не только на красные ковровых дорожки. Они еще и планируют их ежедневные образы для похода в магазин или прогулки с собакой, выбирают вещи для дома, формирующие клиенту определенный образ жизни, занимаются всем окружающим его визуалом. У многих стилистов звезд еще и яркий собственный стиль, поэтому они быстро становятся известными еще и как герои стритстайла и самостоятельные инфлюенсеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А для вас самих ваш личный стиль важен?

Нам важно быть самостоятельными модными единицами и развивать собственный стиль. Мы очень любим продумывать свои образы. Причем речь вовсе не о новых луках каждый день. Это может быть и униформа, в которой мы чувствуем себя круто, которая отражает наше видение. Это помогает нам создать правильное впечатление при первом знакомстве с клиентом и как бы продемонстрировать свой подход к работе на себе же. Конечно, это вовсе не означает, что все хорошо одетые стилисты — профессионалы своего дела, но продуманные образы все-таки дают некоторые преимущества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мейв Рейли признавалась в интервью Vogue, что в самом начале работы с Меган Фокс она избавилась от 90% гардероба актрисы. Приходилось ли вам действовать такими же радикальными методами?

Мы не сторонники такого подхода. Скорее наоборот: стараемся оставить максимальное количество вещей в гардеробе и дать им новую жизнь при помощи стилизации. Особенно если эти вещи нравятся клиенту и дороги ему. За время работы в моде мы изменили свое отношение к вещам и их ценности. Наша сегодняшняя позиция очень созвучна текущей модной повестке: мы не стремимся обладать всеми последними коллекциями и примерять на себя все тренды сезона, нам не нужен новый лук на каждый день. Мы увлечены коллекционированием архивных вещей любимых дизайнеров, некоторые из них носим десятками лет. Какие-то вещи из нашего гардероба уже являются частью истории моды, они даже выставлялись в музеях (например, невероятные платья Comme des Garçons или Maison Martin Margiela из коллекций самого Мартина Маржелы). Именно такой, более осознанный подход к гардеробу мы и стараемся применять в работе с клиентами. Наше увлечение коллекционированием архивных вещей недавно получило развитие: мы запустили свой небольшой магазин Zusammen Archive, где будем делиться своими лучшими находками и рассказывать о них. Хотим дать покупателям возможность приобрести вещи, которые действительно представляют какую-то ценность с точки зрения истории моды.

Мода — это не наука, в ней нет стопроцентно работающих формул успеха, которые будут актуальны годами. Профессию стилиста нельзя освоить за несколько занятий

С чего вы обычно начинаете работу с новым клиентом?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Понаблюдав за человеком и немного пообщавшись с ним, мы уже имеем представление о том, какой стиль ему подойдет, что мы можем ему предложить. При этом мы в первую очередь стараемся учитывать пожелания клиента, его характер и образ жизни, особенности внешности. В самом начале совместной работы мы придумываем для клиента «персонажа» — его идеальное воплощение, желаемый образ, иногда даже сочиняем в голове небольшую историю и готовим мудборд. Точно так же, как при подготовке к съемке.

Клиенты вам безоговорочно доверяют, или иногда все же приходится их переубеждать?

Иногда нам приходится отстаивать свою позицию — и порой это дается нелегко. Но когда мы на сто процентов уверены в своей работе, то всеми силами стараемся убедить клиента — и еще ни разу об этом не пожалели. Да и клиент в итоге всегда остается доволен. Жалеем только о случаях, когда не настояли на своем до конца. Опыт показал, что нужно верить в свое видение и доверять интуиции. А лучший результат получается именно тогда, когда клиент полностью нам доверяется и дает полную свободу действий. Тогда и мы сами вдохновляемся своей работой и вкладываем в нее все свои ресурсы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Китти: Пальто, гольфы Charles Jeffrey Loverboy (Air), Шорты, сапоги Raf Simons (КМ20); Миша: Платье, гольфы Charles Jeffrey Loverboy (Air), туфли Prada (Vintage)

За какую задачу вы никогда не возьметесь?

В плане стайлинга для нас нет невыполнимых задач: мы всегда открыты новому. Мы имеем опыт работы в разных областях: персональном стайлинге, на модных съемках, в рекламе, телевидении, даже кино. Работаем в разных стилях и с людьми разного возраста и типажа. Но исключения, конечно, есть. Просто они связаны не с самим стайлингом. Мы не станем сотрудничать с клиентом, с которым с самого начала тяжело складывается общение и который нам не доверяет. А еще вряд ли возьмемся за идею, которая изначально нам не близка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что вы думаете по поводу многочисленных курсов и школ стилистов? Реально ли вообще научить кого-то быть стилистом в сжатые сроки?

Подобных школ и курсов действительно стало очень много. Надо помнить, что их деятельность в первую очередь направлена на извлечение прибыли. А привлекают они учеников именно тем, что обещают быстрое обучение новой профессии, приносящей хороший доход. Мода — это не наука, в ней нет стопроцентно работающих формул успеха, которые будут актуальны годами. Профессию стилиста нельзя освоить за несколько занятий, этому важно посвящать все свое время. Только талант, развитое чутье и уникальное видение сделают стилиста действительно востребованным — а этому научиться нельзя.

Только талант, развитое чутье и уникальное видение сделают стилиста действительно востребованным — а этому научиться нельзя

Как на вашей работе отразились события последних месяцев?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работать стало немного сложнее, но мы все так же верим в моду, в том числе и в российскую. Сначала у нас сорвалась долгожданная поездка на Неделю моды в Париж, потом отменилось много рабочих проектов. Первый месяц мы пребывали в полном унынии, но в итоге решили взять себя в руки и продолжили работать, стали больше сотрудничать с локальными брендами. Мы давно мечтали познакомиться и поработать с Александром Арутюновым, а он сделал шаг навстречу — и сразу же доверил нам стилизовать свой показ. Еще мы близко дружим и работаем с командой Ushatava. Недавно мы ездили с ними на неделю моды в Казахстан, где бренд показал новую осеннюю коллекцию, а мы выступили в качестве моделей. Ребята полностью обновляют марку под руководством нового креативного директора Санана Гасанова, делают действительно крутые вещи, которые мы сами носим с удовольствием. А последний показ давно любимого нами бренда Viva Vox и вовсе будто перенес нас на улицы Парижа.

Как вы считаете, есть ли вообще место моде в нашей новой реальности?

В нашей реальности моде есть место всегда!

ФОТОГРАФ: Андрей Кирсанов
ВИЗАЖИСТ: Екатерина Столбова
ОДЕЖДА: Air fashion store, KM20