«Металлург», визионер, активист: каким мы запомним Пако Рабанна

Памяти легендарного дизайнера
Пако Рабанн за работой в своей студии в Париже, 1976
Пако Рабанн за работой в своей студии в Париже, 1976
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня мир моды понес еще одну невосполнимую потерю: ушел из жизни Пако Рабанн. Возможно, кому-то он известен исключительно как основатель одноименного бренда парфюмерии или автор платья-кольчуги из металлических дисков, но на деле его роль в истории моды этим далеко не ограничивается. Рабанн был настоящим визионером во всем, что делал — и во многом даже опередил свое время. Рассказываем, каким мы запомним культового дизайнера — и за какие модные (и не только) открытия мы должны сказать ему «спасибо».

«Металлург от моды»

«В 60-е во Франции набирало силу движение за права женщин. В этот момент они были вынуждены стать воинами, ведь им надо было защитить свое стремление к свободе. Доспехи были им практически необходимы», — вспоминал Рабанн в одном из своих интервью. Поэтому свою карьеру он решил начать с тех самых доспехов. Так появилось знаменитое платье-кольчуга из металлических дисков, соединенных проволокой. Оно вошло в дебютную коллекцию дизайнера «12 экспериментальных платьев» 1964 года. Для создания своих первых работ Рабанн вооружился не нитками и иголками, а ножницами и плоскогубцами: вместо женственного шелка и буржуазного бархата он использовал металл, пластик и бумагу. Такой революционный подход оценили не все: острая на язык Габриэль Шанель презрительно назвала молодого коллегу «металлургом». Зато куда более открытыми к новому и необычному оказались звезды музыки и кино: футуристичные вещи Рабанна быстро полюбили Франсуаза Арди, Джейн Фонда, Брижит Бардо, Джейн Биркин и даже Одри Хепберн. С их подачи «кольчуги» стали часто мелькать на экране и страницах журналов — и даже убежденным скептикам пришлось принять тот факт, что в мире моды зажглась новая звезда. Сам Пако, впрочем, революционером себя не считал: он любил называть себя «одним из самых классических дизайнеров».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пако Рабан с моделями, 1966 год
Пако Рабан с моделями, 1966 год
GETTY IMAGES
Пако Рабан и Франсуаз Арди в платье Paco Rabanne, 1968 год
Пако Рабан и Франсуаз Арди в платье Paco Rabanne, 1968 год
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Активист

Рабанн поддерживал не только феминисток в их борьбе за гендерное равенство. Он также активно выступал против расизма и стал одним из первых больших дизайнеров, начавших приглашать на свои показы темнокожих моделей: для 60-х это было неслыханно. Компанию ему тогда составил лишь другой бунтарь от моды — Ив Сен-Лоран, которому было не привыкать шокировать модную публику и сотрясать устои. По словам самого Рабанна, за это ему пришлось столкнуться с оскорблениями и травлей — особенно со стороны американских журналистов. «Они спрашивали: "Зачем ты это сделал? Зачем ты нанял эти девушек? Мода существует для белых людей!". Они плевали мне в лицо», — вспоминал дизайнер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пионер диджитала

Не все знают, что именно Рабанн предсказал диджитализацию индустрии моды. Еще в середине 90-х он первым решился на онлайн-запуск своего парфюма. Аромат XS Pour Elle начал продаваться через ныне не функционирующий интернет-магазин CyberShop, причем на целый месяц раньше старта продаж в офлайн-магазинах. Тогда немногие поняли такой смелый ход, но сейчас понятно: дизайнеру удалось оценить потенциал онлайн-торговли задолго до того, как к этому пришли все остальные. Сегодня же бренды, не имеющие своего онлайн-магазина, можно пересчитать по пальцам. Тогда же Рабанн по сути предсказал и наступление эпохи соцсетей: к запуску парфюма он вышел на связь с покупателями в чате, где в режиме реального времени отвечал на вопросы всех желающих. Вообще дизайнер часто то ли в шутку, то ли вполне серьезно называл себя предсказателем и давал довольно любопытные прогнозы на будущее. Далеко не все из них, впрочем, сбылись. Но те, что связаны с модой, оказались поразительно точными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Одри Хепберн в платье Paco Rabanne в фильме «Двое в пути» (1967)
Одри Хепберн в платье Paco Rabanne в фильме «Двое в пути» (1967)
Джейн Фонда в Paco Rabanne в фильме «Барбарелла», 1968
Джейн Фонда в Paco Rabanne в фильме «Барбарелла», 1968
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художник по костюмам

Рабанн успел войти в историю не только моды, но и кино: он оказался выдающимся художником по костюмам. Одно из самых ярких появлений вещей Paco Rabanne на экране случилось в фильме «Двое на дороге»: всего через год после своего дебюта дизайнеру удалось сделать то, о чем мечтали все его коллеги — одеть Одри Хепберн в свое платье. Впрочем, самой запоминающейся и масштабной работой Пако в кино стал фильм Роже Вадима «Барбарелла». Вместе с художником по костюмам Жаком Фонтереем он создал целых 20 (!) образов для героини Джейн Фонды, которые впоследствии стали культовыми. Финальный лук главной героини — зеленое мини-платье с сияющими пластинаами из пластика — был своего рода выжимкой всех идей дизайнера-футуриста. Именно он, к слову, стал самым сексуальным в кино 60-х по версии издания Film Review.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основатель парфюмерной империи

Дело великого дизайнера продолжает жить: сегодня бренд его имени входит в концерн Puig, а возглавляет его экс-ассистент Николя Жескьера Жюльен Доссена. Впрочем, большинству людей Paco Rabanne известен скорее как марка парфюмерии, чем как модный бренд. Свой первый аромат Calandre дизайнер выпустил еще в 1969 году. Вряд ли тогда он мог подумать, что уже к 2000-м из этого запуска вырастет настоящая империя. Корнеры бренда сейчас есть абсолютно во всех косметических магазинах мира — и сложно назвать человека, который никогда не получал в подарок флакон One Million или Black XS.