Энди Уорхол сделал для моды не меньше, чем для искусства. Вот 5 доказательств

Как «отец поп-арта» повлиял на моду
Саша Лусс на показе Рафа Симонса для Christian Dior осень-зима 2013/14
Саша Лусс на показе Рафа Симонса для Christian Dior осень-зима 2013/14
Antonio de Moraes Barros Filho/WireImage/getty images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Союз моды и искусства нерушим. Дизайнеры вдохновляют художников, а художники — дизайнеров. И так уже не один десяток лет: вспомнить хоть легендарное сотрудничество Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали. Но есть в этой истории герои, которые особенно отметились одновременно и в моде, и в искусстве, везде оставив свой след. Например, Энди Уорхол. Не будет преувеличением сказать, что для фэшн-индустрии он сделал не меньше, чем для арт-мира. И вот 5 тому доказательств.

Модные иллюстрации

Vogue Cентябрь 1957
Vogue Cентябрь 1957
Архивы пресс-службы
Vogue Август 1971
Vogue Август 1971
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отец поп-арта начинал карьеру как модный иллюстратор. В 50-е фэшн-иллюстрация все еще была в отличной форме и успешно конкурировала с фотографией. Молодой Уорхол начинал именно на этом поле, работая с Vogue и Harper's Bazaar. Параллельно он работал оформителем витрин в одном из нью-йоркских универмагов. Возможно, его ранние работы не так широко известны, как «Банки с супом Кэмпбелл» или «Диптих Мэрилин», но именно они заложили основу для его дальнейшего творчества. И заодно повлияли на визуальную культуру середины прошлого века и то, как в медиа была представлена мода. Позже яркие фэшн-иллюстрации Уорхола, в которых можно угадать мотивы многих его будущих работ, станут вдохновением для других художников и дизайнеров. Например, Рафа Симонса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

The Souper Dress

«The Souper Dress» (1966–67)
«The Souper Dress» (1966–67)
metmuseum.org

Уорхол успел попробовать себя в моде не только как иллюстратор, но и как дизайнер. Уже став «отцом поп-арта», он выпустил The Souper Dress — платье-трапецию из бумаги с изображениями банок томатного супа Campbell's, как на культовой одноименной картине. По задумке художника, эти вещи были одноразовыми — их полагалось выбрасывать после первой же носки. Справедливости ради, они бы в любом случае вряд ли ее пережили: бумага — не самый долговечный материал. К счастью, несколько экземпляров сохранились и сегодня находятся в музейных собраниях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Halston

Рой Холстон и Энди Уорхол в Нью-Йорке, 1986 год
Рой Холстон и Энди Уорхол в Нью-Йорке, 1986 год
Ron Galella/Ron Galella Collection/Getty Images

Уорхол вдохновлял дизайнеров всегда — и его современники не были исключением. Энди близко дружил с Роем Холстоном: вместе они посещали вечеринки в Studio 54, обменивались идеями и, конечно, сотрудничали. В 1972 году на церемонии вручения модной премии Coty American Fashion Critics' Awards Уорхол и Холстон устроили настоящий перформанс: под громкую музыку на подиум выходили модели Halston и герои культовой «Фабрики» Уорхола. Для этого события Холстон разработал специальную коллекцию (как бы сейчас сказали, капсульную). На одном из платьев красовался принт по мотивам работы Энди — белые и желтые цветы на зеленом фоне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Versace

Наоми Кэмбелл в платье из коллекции Versace весна-лето 1991
Наоми Кэмбелл в платье из коллекции Versace весна-лето 1991
Jim Smeal/Ron Galella Collection/Getty Images

Пожалуй, самая знаменитая коллекция, созданная под впечатлением от работ Уорхола — это Versace весна-лето 1991. «Использовать искусство "плоско", без творческого вмешательства, — дурной тон. Я стараюсь смешивать все между собой», — объяснял Джанни Версаче идею коллекции. Лучшие и не скажешь: в ней цветовые сочетания с картин Сони Делоне переплелись с принтами и вышивками по мотивам архивных обложек Vogue и, конечно же, изображений уорхоловской Мэрилин Монро. Платье в пол, вдохновленное «Диптихом Мэрилин», по сути стало самостоятельным произведением искусства: сегодня оно хранится в собрании Института костюма музея Metropolitan.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Dior

Christian Dior осень-зима 2013/14
Christian Dior осень-зима 2013/14
Antonio de Moraes Barros Filho/WireImage/getty images

Один из относительно свежих примеров того, как гармонично мода и искусство могут переплетаться в в работах талантливого дизайнера, — коллекция Dior сезона осень-зима 2013/14. На ее создание Рафа Симонса, бывшего на тот момент креативным директором Дома, вдохновили уже упомянутые ранние иллюстрации Уорхола. На одежде и аксессуарах красовались вышивки с изображениями туфелек с его рисунков, а платья украшали принты с графичными женскими портретами. После этого показа многие открыли для себя раннего Энди — до «Фабрики», поп-арта и Studio 54. И удивились этой ценной находке.