Энди Уорхол сделал для моды не меньше, чем для искусства. Вот 5 доказательств
![Саша Лусс на показе Рафа Симонса для Christian Dior осень-зима 2013/14 Саша Лусс на показе Рафа Симонса для Christian Dior осень-зима 2013/14](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/e0b/e0bddab60982e7e2169ed592263207cf_cropped_510x765.webp)
Модные иллюстрации
![Vogue Cентябрь 1957 Vogue Cентябрь 1957](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/d1b/d1b0742a1ea537063f115b32998339a0_cropped_510x680.webp)
![Vogue Август 1971 Vogue Август 1971](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/562/5624fefd7d0ab006fc6c45346fc5aa09_cropped_510x680.webp)
Отец поп-арта начинал карьеру как модный иллюстратор. В 50-е фэшн-иллюстрация все еще была в отличной форме и успешно конкурировала с фотографией. Молодой Уорхол начинал именно на этом поле, работая с Vogue и Harper's Bazaar. Параллельно он работал оформителем витрин в одном из нью-йоркских универмагов. Возможно, его ранние работы не так широко известны, как «Банки с супом Кэмпбелл» или «Диптих Мэрилин», но именно они заложили основу для его дальнейшего творчества. И заодно повлияли на визуальную культуру середины прошлого века и то, как в медиа была представлена мода. Позже яркие фэшн-иллюстрации Уорхола, в которых можно угадать мотивы многих его будущих работ, станут вдохновением для других художников и дизайнеров. Например, Рафа Симонса.
The Souper Dress
![«The Souper Dress» (1966–67) «The Souper Dress» (1966–67)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/1ca/1cac6af94bc22a253fe2ee95ec6f7d19_cropped_510x680.webp)
Уорхол успел попробовать себя в моде не только как иллюстратор, но и как дизайнер. Уже став «отцом поп-арта», он выпустил The Souper Dress — платье-трапецию из бумаги с изображениями банок томатного супа Campbell's, как на культовой одноименной картине. По задумке художника, эти вещи были одноразовыми — их полагалось выбрасывать после первой же носки. Справедливости ради, они бы в любом случае вряд ли ее пережили: бумага — не самый долговечный материал. К счастью, несколько экземпляров сохранились и сегодня находятся в музейных собраниях.
Halston
![Рой Холстон и Энди Уорхол в Нью-Йорке, 1986 год Рой Холстон и Энди Уорхол в Нью-Йорке, 1986 год](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/949/949d446f7501d34b8668735c3ee506bc_cropped_510x610.webp)
Уорхол вдохновлял дизайнеров всегда — и его современники не были исключением. Энди близко дружил с Роем Холстоном: вместе они посещали вечеринки в Studio 54, обменивались идеями и, конечно, сотрудничали. В 1972 году на церемонии вручения модной премии Coty American Fashion Critics' Awards Уорхол и Холстон устроили настоящий перформанс: под громкую музыку на подиум выходили модели Halston и герои культовой «Фабрики» Уорхола. Для этого события Холстон разработал специальную коллекцию (как бы сейчас сказали, капсульную). На одном из платьев красовался принт по мотивам работы Энди — белые и желтые цветы на зеленом фоне.
Versace
![Наоми Кэмбелл в платье из коллекции Versace весна-лето 1991 Наоми Кэмбелл в платье из коллекции Versace весна-лето 1991](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/7a7/7a715c1787ef50de83492f908f2b2ca0_cropped_510x768.webp)
Пожалуй, самая знаменитая коллекция, созданная под впечатлением от работ Уорхола — это Versace весна-лето 1991. «Использовать искусство "плоско", без творческого вмешательства, — дурной тон. Я стараюсь смешивать все между собой», — объяснял Джанни Версаче идею коллекции. Лучшие и не скажешь: в ней цветовые сочетания с картин Сони Делоне переплелись с принтами и вышивками по мотивам архивных обложек Vogue и, конечно же, изображений уорхоловской Мэрилин Монро. Платье в пол, вдохновленное «Диптихом Мэрилин», по сути стало самостоятельным произведением искусства: сегодня оно хранится в собрании Института костюма музея Metropolitan.
Dior
![Christian Dior осень-зима 2013/14 Christian Dior осень-зима 2013/14](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/73a/73aa0a9eafcc0b8fa4872266440860a9_cropped_510x765.webp)
Один из относительно свежих примеров того, как гармонично мода и искусство могут переплетаться в в работах талантливого дизайнера, — коллекция Dior сезона осень-зима 2013/14. На ее создание Рафа Симонса, бывшего на тот момент креативным директором Дома, вдохновили уже упомянутые ранние иллюстрации Уорхола. На одежде и аксессуарах красовались вышивки с изображениями туфелек с его рисунков, а платья украшали принты с графичными женскими портретами. После этого показа многие открыли для себя раннего Энди — до «Фабрики», поп-арта и Studio 54. И удивились этой ценной находке.