Феномен it-bags: как появились «статусные» сумки — и есть ли такие сейчас

It-bags умерли — да здравствуют it-bags!
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Это Baguette!», — растерянно выкрикнула Кэрри Брэдшоу в ответ на требование грабителя отдать ему сумочку. Для кого-то это лишь одна из сцен третьего сезона «Секса в большом городе», но для модной индустрии именно эти несколько секунд стали моментом рождения нового феномена. С тех пор мир захватили it-bags — сумки, которые хотят все. Первой стала та самая Fendi Baguette, которую героиня Сары Джессики Паркер безуспешно старалась отстоять перед лицом опасности. На ближайшие годы она превратится для девушек по обе стороны Атлантики одновременно и в признак статуса, и в объект зависти (если у вас такой сумки нет), и в пропуск в число тех избранных, кто имеет возможность следовать последним трендам. В общем, индикатором всего, что о вас нужно знать окружающим. Эдаким универсальным удостоверением успеха. В этом году культовому аксессуару исполняется 25 лет: внушительную дату уже отметили Марк Джейкобс и креативный директор Fendi Ким Джонс, устроив масштабный показ в Нью-Йорке (по такому поводу на подиум даже вышла Линда Евангелиста, на несколько лет ставшая затворницей из-за неудачной косметической процедуры). А мы вспоминаем, как все это время жил, умирал и возрождался феномен it-bag — и как трансформировался в наши дни, когда неизбежно меняются даже куда более фундаментальные вещи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ровно с описанного выше момента модные бренды устроили свою космическую гонку. Правда, вместо ракет и искусственных спутников одну за другой выпускали сумки, призванные завладеть умами покупателей. Домам с солидной историей повезло: в их арсенале уже были аксессуары, отвечавшие всем критериям it-bag. Chanel 2.55, Lady Dior, Birkin и Kelly от Hermès отлично вписались в эту новую концепцию, составив серьезную конкуренцию «багету». А вот остальным брендам пришлось проявить изобретательность и придумать что-то новое. Результаты напряженных мозговых штурмов не заставили себя долго ждать: в один ряд с Fendi Baguette быстро встали рок-н-ролльный тоут Balenciaga Motorcycle, «седло» Dior, расписанные неоновыми надписями и рисунками Такси Мураками сумки Louis Vuitton и богемная Chloé Paddington. Каждый год (а то и каждый сезон) глянец торжественно объявлял новую it-bag. А покупатели с вожделением смотрели на it-girls (еще один символ того времени), несущих в руках те самые сумки, и покорно ждали своей очереди на покупку (да, не обходилось и без листов ожидания).

Бренды устроили свою космическую гонку. Правда, вместо ракет и искусственных спутников одну за другой выпускали сумки, призванные завладеть умами покупателей

Смуту в этот праздник жизни внес экономический кризис 2008 года. Кичиться статусными символами стало неприлично. Из коллекций дизайнеров исчезли крупные логотипы и узнаваемые аксессуары — в общем, все, что красноречиво сигнализировало о богатстве. Тогда все публично похоронили феномен it-bags, который казался неуместным в новых реалиях. Как оказалось, похоронили все же преждевременно: это была не смерть, а кома. Впереди был рост популярности стритстайла, а одним из безотказно работающих способов привлечь внимание уличных фотографов оказались старые-добрые it-bags. Начали появляться и новые. Тонко почувствовавшая дух времени Фиби Файло, перейдя из Chloé в Celine, стала одну за другой выпускать хитовые сумки. Кульминацией ее усилий стал тоут Luggage в форме трапеции, который наравне с кедами Isabel Marant на танкетке и свитшотом Givenchy с головой ротвейлера стал частью униформы всех модных девушек середины 2010-х от Москвы до Лос-Анджелеса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако такие прорывы стали случаться все реже — а чудесный эффект новых популярных сумок уже длился не годами, а от силы месяцами. Сторонники теорий заговора то ли в шутку, то ли всерьез заговорили о «проклятии it-bag», которое не давало даже ключевым игрокам индустрии выпускать новые хиты. Феномен статусных сумок снова публично похоронили, а их эстафету вроде бы приняли кроссовки. Куда более доступные (да и практичные) сникеры заменили модникам конца 2010-х все «седла» и «багеты» вместе взятые. После вертикального взлета популярности кроссовок Balenciaga Triple S, все бренды бросились на выпуск своих it-sneakers, ставших новыми статусными символами. Но сумки-бестселлеры снова подали признаки жизни ровно тогда, когда вся модная индустрия вовсю готовилась к их пышным похоронам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
LEGION-MEDIA

Оказалось, что даже после всех возможных финансовых кризисов место «статусным» сумкам в модной иерархии по-прежнему есть. Правда, их «статусность» больше не привязана ни к высокой цене, ни к длинной и богатой на легенды истории бренда, ни к личности какой-нибудь известной героини вроде Кэрри Брэдшоу или даже Грейс Келли. «Birkin для миллениалов» на излете 2010-х стали крошка Le Chiquito от Jacquemus и лаконичный тоут Telfar. Обе сумки роднит несколько факторов. Они выпущенными молодыми брендами, не входящими в крупные люксовые конгломераты. За обеими марками стоят молодые и харизматичные дизайнеры со своими историями успеха, полными не только побед, но и поражений, которые они не скрывают. А еще оба аксессуара не в пример большим модным игрокам демократичны: пока те же Chanel в очередной раз индексируют цены на свои хиты, Jacquemus и Telfar выпускают сумочки, которые вполне могут позволить себе представительницы среднего класса.

«Статусность» сумок больше не привязана ни к высокой цене, ни к длинной истории бренда, ни к личности какой-нибудь известной героини вроде Кэрри Брэдшоу или даже Грейс Келли

Как выяснилось, отныне «статусность» сумки измеряется не дороговизной и труднодоступностью. Молодые покупательницы выбирают аксессуары исходя из желания показать свою принадлежность к тому или иному комьюнити, которое дизайнер строит вокруг своей марки. Девушки больше не хотят быть похожими на мифическую колумнистку из Манхеттена, которая скупает на последние деньги туфли Manolo Blanhik. Им больше импонирует история Тельфара Клеменса, парня из небогатой семьи эмигрантов, который пришел через тернии к звездам. Отныне статус — это не про цифры на банковском счете, а про идеи и ценности, которые вы стремитесь поддерживать. Стратегию построения сообщества решили использовать и более крупные бренды — например, Bottega Veneta. Свою работу в итальянском Доме его экс-креативный директор Дэниел Ли начал с сумки The Pouch, прозванной в России «пельменем». Лаконичный аксессуар растопил сердца всех горевавших по Old Celine модниц, а правильный инфлюенсер-маркетинг (через близких по духу героинь) донес до них мысль, что именно эта сумка им просто необходима. Итог: феноменальные продажи и моментальный культовый статус.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
LEGION-MEDIA

Так что относиться к самому понятию it-bag можно как угодно, но свои «статусные» сумки будут у каждого поколения. Да и объекты желания прошлого периодически врываются в нашу жизнь с новой силой: на волне ностальгии по нулевым Fendi реанимировали Baguette (снова не без помощи вернувшейся на экраны Кэрри Брэдшоу), а Dior — Saddle. Тоут Balenciaga Motorcycle превратился в более миниатюрную Le Cagole, которая теперь не покидает хроники стритстайла, а придуманная Томом Фордом Yves Saint Laurent Mombasa в несколько модифицированном виде возникла в дебютной коллекции Матье Блази для Bottega Veneta. Все это можно описать фразой «иногда они возвращаются». А нам с вами пора бы уже привыкнуть, что мода не терпит категоричности: если кажется, что что-то уже никогда не будет в тренде, то оно обязательно вернется в модную повестку. И гораздо быстрее, чем мы думаем.