«Детские» бусы Bottega Veneta за 200 тысяч рублей: постирония или издевка?

Где проходит та самая тонкая грань
@diet_prada
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Хотелось бы увидеть объяснение цены этого колье Bottega Veneta за $3,390. На Etsy полно точно таких же по 20 долларов, многие из которых сделаны вручную независимыми мастерами, некоторые из которых, видимо, немного себя недооценивают», — возмущаются главные борцы за социальную справедливость в моде Diet Prada. Им вторят и пользователи в комментариях. «В детстве я делала такие же и продавала по 3 бакса», «стиль летнего лагеря по цене загородного дома», «на застежке и коробке написано Bottega, так что, наверное, оно стоит каждого потраченного цента», — иронизируют подписчики аккаунта. И правда: объяснить подобную стоимость вещи, которая выглядит примерно как безделушка из сувенирной лавки, купленная за бесценок, довольно сложно. Во всяком случае, с какой-то рациональной точки зрения. Дизайнерские вещи вообще нередко возмущают обывателей выставленным на них ценником. «Я вам такое за сотку сделаю» — примерный синопсис всех комментариев под постами о таких вещах. Особенно когда бренды ступают на тонкий лед постиронии, как в этом случае.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый известный мастер этого жанра — безусловно, Демна Гвасалия. Сначала в Vetements, а затем и в Balenciaga он задал золотой стандарт модного стеба. За сотни, а то и тысячи (и даже десятки тысяч) долларов он продавал туфли с каблуками в форме Эйфелевой башни вроде брелоков, которыми торгуют нелегальные мигранты на улицах Парижа, серьги из крышек от пластиковых бутылок и худи с Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо, будто с рынка в российской глубинке в конце 90-х. Все эти вещи не раз попадали под шквал критики все тех же Diet Prada и десятков более мелких инстаграм-блогов о моде. И при этом неизменно красовались в интернет-магазинах с гордой табличкой sold out — некоторые товары успевали раскупить даже раньше, чем ритейлеры выставляли их на прилавки. Минувшей осенью по аналогичной схеме сработали Gucci. Итальянский бренд выпустил рваные капроновые колготки стоимостью 190 долларов — в то время как, понятное дело, вы можете купить обычные примерно за 100 рублей и порвать их самостоятельно, даже не прикладывая для этого особых усилий. Diet Prada снова возмутились — а их многочисленные подписчики в который раз разнесли весть по всему миру. Неизвестно, сколько пар таких колготок реально продали Gucci, но полученная огласка наверняка оказалась эффективнее многих традиционных пиар-активностей марки (только представьте, сколько людей гуглили «рваные колготки Gucci»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Vetements весна-лето 2019
Vetements весна-лето 2019
Селин Дион в худи Vetements с постером к фильму «Титаник», 2016
Селин Дион в худи Vetements с постером к фильму «Титаник», 2016

Ну а сами Bottega Veneta не стали выжидать слишком долго — и буквально вслед за нашумевшими бусами выпустили серьги и колье в форме спиралей, похожих то ли на пластиковые резинки для волос, то ли на провода от старых телефонов. К слову, заявленная концепция была едва ли не интереснее самого дизайна: описание на Net-a-Porter гласит, что «колье копирует скульптурный характер традиционных стеклянных изделий из Венеции, в особенности — знаменитых Муранских светильников». Вот так — и никаких телефонных проводов. Это буквально новая высота постиронии: если все, что делал Демна Гвасалия, буквально и недвусмысленно отсылает к своим первоисточникам (открытым остается лишь вопрос, стоит ли воспринимать это всерьез), то в случае со «спиралями» Bottega Veneta создатели явно отрицают самый очевидный источник вдохновения и дают куда более витиеватое и изысканное объяснение. А верить этому или нет — решать лишь вам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
@diet_prada
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У многих возникают резонные вопросы: а где же тонкая грань между постиронией и откровенной издевкой? Смеются ли дизайнеры вместе с нами — или над нами? Дать четкий ответ бывает сложно. В конце концов, никто никого не вынуждает покупать что-то за тысячу долларов, если аналог можно найти за пару баксов. В условиях рынка возможности выбора не ограничены ничем, кроме вашего личного желания заплатить за ту или иную вещь. И потом, справедливости ради, вполне очевидно, что дизайнерские вещи и их «прототипы» сделаны из разных материалов и в разных техниках. Очевидно, что себестоимость (да и уровень исполнения) «Эйфелевой башни» Vetements будет в любом случае выше, чем у той, что вы купите в уличной лавке в Париже. Но в кейсе с бусами Bottega Veneta все обстоит чуть сложнее: там присутствует еще и этический аспект. Как выяснилось, их колье полностью имитирует поделки североамериканских индейцев, которые те вынуждены продавать туристам, чтобы хоть как-то выжить. Поэтому многие пользователи сети увидели в этом колье и некую издевку, и акт культурной апроприации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Колье Bottega Veneta в форме «спиральки» для волос
Колье Bottega Veneta в форме «спиральки» для волос
@diet_prada

Но давайте будем честными: в дизайне колье Bottega Veneta из бисера никак не читаются культурные коды какой бы то ни было этнической группы, будто то коренные американцы или африканские масаи. Производством сувениров зарабатывают себе на жизнь очень многие, независимо от расы, вероисповедания или цвета кожи. А выглядят эти поделки всегда плюс-минус одинаково — фенечки, подвески и бусики из бисера лежат на прилавках и в Техасе, и в Афинах, и в Анапе. Более того: в Bottega Veneta могли даже не знать о том, что они вот так «апроприировали» чей-то промысел. Оправдывает ли это цену изделия? Не возьмемся судить. Но есть ли в этом хоть какой-то злой умысел? Вряд ли. В конце концов, повторимся: никто никого не заставляет покупать что бы то ни было. Хотите поддержать независимого ремесленника — купите что-нибудь у него вместо того, чтобы оставлять гневные комментарии в сети. В конце концов, интернет-активизм пока решил не так уж много реальных проблем. А энергию всегда можно направить в более конструктивное русло.