Тренды стали жить дольше одного сезона. Почему это не очень хорошие новости

Или как мода вошла в период кризиса
Blumarine весна-лето 2023
Blumarine весна-лето 2023
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весь месяц, пока шли Недели моды, мы наблюдали на подиумах парад брюк карго. Из денима и шелка, яркие и нейтральные, широкие и клеш. Одним словом — любые. Они были замечены едва ли не на всех показах — от Versace и Fendi до Diesel и Blumarine. Удивительное единодушие дизайнеров разделяют и героини стритстайла: между показами они позируют уличным фотографам во все тех же карго. Не отстает и масс-маркет: прямо сейчас примерно такие же брюки можно купить в одном из сотен тысяч магазинов по всему миру, причем по вполне доступной цене. Удивительно мощный тренд, захлестнувший все вокруг. Но есть один нюанс: ровно то же самое можно сказать и про прошлый сезон. И про позапрошлый.

Время от времени появляются новые микротренды, которые органично вписываются в уже сложившуюся картину, но не меняют ее кардинальным образом

Versace осень-зима 2022/23
Versace осень-зима 2022/23
LEGION-MEDIA
Versace весна-лето 2023
Versace весна-лето 2023
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хорошие новости: тренды, очевидно, стали жить куда дольше — не сезон и не два. На примере захватившего все и вся стиля нулевых можно проследить, как незначительно они меняются на протяжении последних нескольких лет. Время от времени появляются новые микротренды, которые органично вписываются в уже сложившуюся картину, но не меняют ее кардинальным образом. Те же карго лишь дополнили общий ассоциативный ряд из коротких топов, мини и низкой посадки — и вместе с ними продолжают движение дальше, в следующие сезоны. Таким образом, модные вещи оказываются актуальными гораздо дольше, чем раньше. А пресловутые списки антитрендов скуднеют: набрать хотя бы пятерку вещей, которые совсем уж вышли из моды, с каждым разом все сложнее. Если, конечно, не копнуть лет на десять назад, когда доминирующий макротренд был принципиально другим. Для покупателей это, в общем, неплохо: выходит, что какие-то вещи не теряют статус трендовых довольно долго. А значит, покупать им замену пока не нужно. Впрочем, это вовсе не значит, что большие корпорации не хотят продать вам что-нибудь еще — тогда-то на арене и появляются новые микротренды. Но это уже совсем другая история. В общем, уже сотню раз упомянутые брюки карго, купленные вами летом, останутся актуальными как минимум до лета следующего. Можете выдохнуть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Miu Miu весна-лето 2022
Miu Miu весна-лето 2022
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но есть и плохие новости. Все это указывает на системный кризис дизайна. Получается, что дизайнеры больше не стремятся заново придумывать себя каждый сезон, как это было принято раньше. Более того: они стараются не столько создавать новые хиты, сколько делать старые как можно более долгоиграющими. И не формируют новые тренды, а стремятся всего лишь вписаться в уже существующие. Единственная причина, почему все те же карго (или, если хотите, мини с низкой посадкой) все еще не уходят с подиума в том, что они популярны прямо сейчас. И дизайнеры (а с ними и коммерческие отделы брендов) рассчитывают, что спрос именно на эту вещь останется стабильно высоким. Никто, в общем, особенно не заморачивается. Никто не стремится прощупывать почву и думать на полшага вперед. Никто больше не стремится угадывать, что покупатель захочет дальше. Штампуем то, что люди покупают прямо сейчас, а там посмотрим на динамику продаж.

Дизайнеры стараются не столько создавать новые хиты, сколько делать старые как можно более долгоиграющими. И не формируют новые тренды, а стремятся всего лишь вписаться в уже существующие

Diesel осень-зима 2022/23
Diesel осень-зима 2022/23
LEGION-MEDIA
Diesel весна-лето 2023
Diesel весна-лето 2023
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сути дела, большие бренды переняли модель работы масс-маркета, который производит ровно то, что купят здесь и сейчас. Но есть одно но: fast fashion — он на то и fast, что между эскизом новой модели и ее попаданием на рейлы магазинов проходят считанные недели. Люкс себе такого позволить не может: ни один эксперимент по внедрению модели see now — buy now пока не увенчался особенным успехом (иначе все крупные игроки уже давным-давно перешли бы на нее). Между показом и стартом продаж коллекции по-прежнему проходит добрых полгода. И выходит, что если каждый сезон не менять что-то принципиально, а пытаться ехать по прежним рельсам, то есть все шансы угодить в теплое, но вязкое болото стагнации. И выйти из этого бесконечного круга Сансары можно лишь усилием воли (и, вероятно, ценой конфликта с отделами маркетинга и продаж). Но риск, как известно, дело благородное. И никакого творчества без него нет. А раз уж мы все еще считаем моду творческой средой, то неплохо было бы хоть как-то этим представлениям соответствовать. Иначе все дизайнеры в скором времени подлежат замене на искусственный интеллект. Как говорится, зачем платить больше, если нет разницы?