Пожалуйста, хватит: почему нам стоит забыть о стиле нулевых

Горшочек, не вари
Наталья Водянова на показе Versace Haute Couture осень-зима 2002
Наталья Водянова на показе Versace Haute Couture осень-зима 2002
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недавнее возвращение трендов 2000-х все восприняли по-разному. Кто-то — с ликованием и ностальгией, кто-то — с ужасом («опять эти джинсы с низкой посадкой!»). И тем, и другим в конечном итоге пришлось принять это как неизбежное. Сейчас, когда ренессанс нулевых достиг своего пика (кроп-топы и ультра-мини смотрят на нас буквально с каждой витрины и изо всех журнальных съемок), уже понятно: с нас хватит. Тренд не только изжил себя и зашел в тупик, но и породил массу не самых приятных (и довольно неожиданных) последствий. Редактор моды The Symbol Антон Гулевский уверен: нам стоит перевернуть эту страницу и оставить набившие оскомину тренды эпохи Миллениума в прошлом — хотя бы еще на несколько лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кризис дизайна

Давайте признаем: возрождение трендов 15-летней давности — признак нарастающего кризиса модного дизайна и безоговорочной капитуляции дизайнеров перед коммерцией. И дело тут не в самом факте воскрешения трендов прошлого — прописную истину про цикличность моды вы и без меня знаете наизусть. Проблема в том, что к этому второму пришествию не прилагается никакого переосмысления. Дизайнеры в большинстве своем никак не дополняют известный всем нам репертуар из хрестоматийных кроп-топов, мини и джинсов с низкой посадкой, а знаковые вещи вроде топа-бабочки Мэрайи Кэри цитируют практически «дословно». Итог — смещение фокуса в работе дизайнеров с формулировки новых смыслов на банальную стилизацию и жонглирование готовыми элементами, которые никто даже не старается переставлять местами. Ироничные прочтения порядком набившей оскомину темы вроде весенне-летней коллекции Miu Miu, «подружившей» офисную одежду с полным арсеналом вещей юной Пэрис Хилтон — хоть и положительные, но все же подтверждающие правило исключения. В остальном дело ограничивается калькой со всем известных образов 15-летней давности. Что, впрочем, легко объяснимо: несмотря на все разговоры о необходимости пересмотра модного календаря, никаких реальных действий предпринято не было. А выдавать по 5-7 коллекций в год, не жертвуя при этом качеством — задача непосильная для большинства. В результате коллекции большинства эксплуатирующих эту эстетику брендов (особенно молодых) становится трудно отличить друг от друга. И чаще всего это даже не копии с оригиналов, а копии с копий, ведь все подражают более успешным конкурентам. На выходе получаем вторичность в квадрате, а то и в кубе, когда одни и те же идеи бесконечно циркулируют из коллекции в коллекцию. В такие моменты хочется сказать: «горшочек, не вари!».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
blumarine

Возвращение неудобства

Главное, что мы утратили с возвращением моды нулевых — отвоеванное за последние годы право на удобство. Еще пару-тройку лет назад казалось, что заставить кого-то встать на огромные шпильки и втиснуться в тесные облегающие платья во имя трендов уже решительно невозможно. Как мы ошибались! Все вернулось на круги своя: теперь не одежда подстраивается под наши потребности, а мы адаптируем свой образ жизни под то, что модно. Смотрели уморительное видео с Кендалл Дженнер, которая с трудом взбиралась по крутой лестнице в очень узком платье и на высоких шпильках? Читали откровения Ким Кардашьян о том, что ей приходится претерпевать, чтобы всегда выглядеть безупречно (спойлер: во многих своих образах она не может даже сидеть)? Судя по всему, мода снова превращается в диктат. Хочешь быть модной — терпи дискомфорт, ограничения и даже боль. Удивительно, как всего за пару лет эта идея перестала казаться всем безумной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Белла Хадид
Белла Хадид
LEGION-MEDIA
Эмили Ратаковски
Эмили Ратаковски
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это не экологично

Еще одна жертва моды на нулевые — экология. Казалось бы: бренды наперебой заявляют о своих экологических инициативах. При этом выпускают «одноразовые» вещи, которые будут оставаться модными буквально пару сезонов, прежде чем отправятся на самую дальнюю полку вашего гардероба (а то и на свалку). Пестрые и экстравагантные образы в духе 2000-х — как раз такие. Едва ли мы сможем носить все это через 5 лет. Так зачем сейчас гнаться за этими юбками-ремнями и короткими майками, которые так быстро потеряют свою актуальность?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кендалл Дженнер и
Кендалл Дженнер и Хейли Бибер, 2022 год
LEGION-MEDIA

Это обесценивает винтаж

Еще один побочный эффект помешательства на 2000-х: обесценивание винтажа. Если вам кажется, что каждый второй сегодня собирает винтажные вещи, то вам не кажется. Корсеты Vivienne Westwood, лонгсливы из сетки Jean Paul Gaultier и крошечные мини-юбки и «седла» Dior конца 90-х и начала 2000-х стали примерно таким же клише, как последние коллекции масс-маркета. Винтаж перестал быть редким, а как следствие — уникальным и волнующим. Его поиски превратились в такой же шопинг ради шопинга, как походы в ближайший торговый центр. Но самое главное: из-за повальной моды на вещи нулевых владельцы винтажных бутиков почти не оставляют своим клиентам никаких альтернатив. Зайдите в любую «винтажку» от Токио до Лос-Анджелеса: вы едва ли увидите там твидовые жакеты авторства Габриэль Шанель или бижутерию Yves Saint Laurent 80-х, которые раньше были главными объектами желания. В итоге винтаж из способа обозначить свою индивидуальность превратился в безумный конвейер однообразных луков а-ля Хейли Бибер и Белла Хадид. Но самое безумие состоит в том, что владельцы контрафактных производств начали подделывать винтаж! Поэтому теперь маркетплейсы наводнены фейками под Dior Джона Гальяно. Надо ли говорить, что это полностью противоречит самому смыслу и природе винтажа?