Назад в 60-е: почему дизайнеры так соскучились по «свингующей» эпохе

Исторические параллели
Пегги Моффитт и Твигги, 1966
Пегги Моффитт и Твигги, 1966
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Казалось бы: моду в последние годы окончательно захватили 90-е и 2000-е. Ровно в тот момент, когда дизайнеры наконец воскресили, кажется, все тренды последней декады прошлого века (дошли даже до резинок для волос scrunchie, которые еще совсем недавно считались моветоном), они перешли к стилю первой декады века нынешнего. И хотя эксперименты с посадкой брюк и юбок, которая опускается все ниже, им пока явно не надоели, все же появились первые признаки, что самым модным десятилетием уже совсем скоро станут 60-е. Первые доказательства тому мы уже видели на весенне-летних показах.

Самым модным десятилетием уже совсем скоро станут 60-е. Первые доказательства тому мы уже видели на весенне-летних показах

Джин Шримптон на обложке The Symbol, апрель 1965
Джин Шримптон на обложке The Symbol, апрель 1965
Richard Avedon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое масштабное признание в любви «свингующим 60-м» получилось у Марии Грации Кьюри в Dior. Дизайнер самым внимательным образом изучила архивы своего предшественника Марка Боана, который был креативным директором Дома все упомянутое десятилетие, и переосмыслила его самые большие хиты: яркие костюмы-двойки с мини-юбками, короткие платья-трапеции, сапожки go-go boots на небольших устойчивых каблуках и струящиеся вечерние платья с завышенной талией вроде тех, что на официальные приемы носила Жаклин Кеннеди. Миучча Прада и Раф Симонс сконцентрировались на трех ключевых приметах 60-х: платьях-трапециях, мини-юбках (их они дополнили летящими шлейфами) и «конфетных» оттенках.Уравновесить всю эту «кукольную» эстетику было решено косухами и жакетами угловатого кроя из тяжелой состаренной кожи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Chanel весна-лето 2022
Chanel весна-лето 2022
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Hermès весна-лето 2022
Hermès весна-лето 2022
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Dior весна-лето 2022
Dior весна-лето 2022
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Николя ди Феличе, креативный директор Courrèges, логичным образом взял за основу визитные карточки основателя Дома, Андре Куррежа: все те же платья-трапеции, мини-юбки (за право называться их изобретателем Курреж даже спорил с англичанкой Мэри Куант) и лаковые плащи. Ну а Бруно Сиалели из Lanvin разбавил платья и жакеты с могучими плечами в духе 80-х шестидесятническими костюмами-двойками, состоящими из маленького жакета и кокетливой мини-юбки. Такие каких-нибудь 55 лет назад легко могла бы носить главная икона стиля десятилетия Твигги. В общем, направление мысли дизайнеров понятно: они тоскуют по «свингующей» эпохе. Но почему именно сейчас?

Если внимательно присмотреться, то окажется, что между 2020-ми и 1960-ми не так уж мало общего

Модель в костюме Courrèges, 1968
Модель в костюме Courrèges, 1968
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если внимательно присмотреться, то окажется, что между 2020-ми и 1960-ми не так уж мало общего. Яркая, кокетливая и даже инфантильная мода середины прошлого века на самом деле была ответом на довольно тревожную социально-политическую обстановку. Человечество еще не успело до конца оправиться от ужасов Второй мировой (и уж точно не хотело их повторения), а в мире разгоралось две новые войны: Холодная и во Вьетнаме. Поэтому хотя бы в собственном гардеробе люди искали легкости, веселья и праздника. Сегодня обстановка едва ли спокойнее: мы все никак не можем оставить позади тяготы пандемии (а все новые штаммы ковида делают ситуацию вообще непредсказуемой), в Афганистане власть захватывают талибы, по всему миру то и дело обостряются старые военные конфликты. Кому сейчас не хочется сбежать от тревожных новостей? Платья, юбки и пальто в который раз выступают для нас инструментом эскапизма — причем на сей раз мы используем опыт предыдущих поколений, который уже доказал свою эффективность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Courrèges весна-лето 2022
Courrèges весна-лето 2022
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Lanvin весна-лето 2022
Lanvin весна-лето 2022
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

К тому же именно в 60-х начался пересмотр места женщины в обществе, который чуть позже привел ко второй волне феминизма. Если идеалом 50-х была покорная домохозяйка, которая служила ходячей витриной достижений своего мужа (а потому должна была менять наряды по 5 раз в день), то в последующее десятилетие девушки уже хотели иметь свой голос, работать и носить все, что вздумается. Поэтому юбки стали экстремально короткими (именно тогда появляется длина мини), вырезы — как никогда глубокими, а цвета — вызывающе яркими. Сегодня феминизм переживает очередной расцвет — и неудивительно, что дизайнеры в этой связи цитируют силуэты и цвета прошлого. В конце концов, циклична не только мода, но и все, что происходит в обществе. Мы так или иначе постоянно возвращаемся в те точки, в которых уже были, повторяем прежние кризисы и достижения. Мода лишь «зеркалит» более глобальные общественные процессы, какими бы они ни были. И возврат к трендам прошлого тоже объясняется глубокими социальными, политическими и культурными причинами. И хотя банальную ностальгию никто не отменял, в случае с сегодняшним ренессансом 60-х она, в общем-то, ни при чем.

Платья Ива Сен-Лорана Mondrian из коллекции 1965 года на ретроспективном показе Yves Saint Laurent, 2002
Платья Ива Сен-Лорана Mondrian из коллекции 1965 года на ретроспективном показе Yves Saint Laurent, 2002
GETTY IMAGES