18+

#FreeTheNipple: зачем дизайнеры вновь призывают оголять женскую грудь

И причем тут феминизм и соцсети
Saint Laurent осень-зима 2024/25
SAINT LAURENT осень-зима 2024/25
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Текущие Недели моды для дизайнеров явно проходят под лозунгом #FreeTheNipple. Больше всех в этом отличился (довольно ожидаемо) креативный директор Saint Laurent Энтони Ваккарелло. Ему с его фривольной эстетикой идея не прятать женскую грудь под одеждой оказалась весьма созвучна — а потому на подиум он выпустил моделей в абсолютно прозрачных платьях и топах из капрона. Да, того самого, который обычно идет на пошив колготок. Вольнодумца Ваккарелло поддержал и куда более авангардный Джонни Йоханссон из Acne Studios: для своей новой коллекции он придумал платья с прозрачным верхом, акцентирующие внимание на груди с помощью декоративных швов. Да и Чемена Камали в своей дебютное коллекции для Chloè (совсем, к слову, не агрессивно сексуальной, а очень даже романтичной) не удержалась от полупрозрачных платьев и блуз из невесомого гипюра, не скрывающих особенностей женской анатомии. И самое интересное, что этот любопытный тренд не утихает уже несколько сезонов подряд. Ранее мы уже удивлялись прозрачным гиппотораксам Loewe и платьям-неглиже Gucci, целиком открывавшим грудь. Откуда такое пристальное внимание именно к этой части тела?

Во многих соцсетях до сих пор исправно блокируются любые изображения женщин с обнаженной грудью, в то время как голые мужские торсы гордо красуются в ленте и никого не смущают

Maison Margiela Artisanal весна-лето 2024
Maison Margiela Artisanal весна-лето 2024
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Казалось бы: кого в 2024 году вообще может хоть чем-то удивить или возмутить женская грудь? Ну, как минимум разработчиков соцсетей. Во многих из них до сих пор исправно блокируются любые изображения женщин с обнаженной грудью, в то время как голые мужские торсы гордо красуются в ленте и ничем не смущают полицию нравов. Такие двойные стандарты привели к созданию в 2012-м году движения Free The Nipple, которое призывает, как очевидно из названия, «освободить соски» — точнее, перестать считать их чем-то постыдным. Под таким хештегом в одной известной соцсети уже выложено более несколько миллионов публикаций — но призыв так и не был услышан. И это несмотря на все многолетние (да что там — многовековые) попытки художников, дизайнеров и звезд снять табу с этой темы. Одной из первых активисток Free The Nipple задолго до появления самого движения была Полина Бонапарт — средняя (и любимая) сестра Наполеона. Она вообще не слишком отличалась скромностью нравов — а обнажалась на публике и вовсе с легкостью заправского нудиста. Помимо всего прочего, сестра императора любила платья с таким низким декольте, что из него торчали соски, которые она специально подчеркивала румянами, превращая эту часть тела в своего рода аксессуар.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мадонна и Жан-Поль Готье в финале показа, 1992
Мадонна и Жан-Поль Готье в финале показа amfAR, 1992
Fotobank / Getty Images

В дальнейшем глубина декольте то поднималась, то опускалась вместе с тем, как менялось само отношение к женской груди. Собственно, вся шумиха и пересуды по этому поводу завязаны исключительно на тех смыслах, которыми люди в тот или иной момент наделяют эту часть тела. Нормы морали — социальный конструкт, люди сами придумывают, что считать постыдным. В этом смысле груди пришлось непросто: ее нагрузили таким многообразием смыслов, что просто закрыть ее от посторонних глаз иной раз было действительно проще, чем заниматься разъяснительной работой. Ее и объективируют, и связывают с процессом кормления матерью ребенка, и называют символом плодородия — в общем, и возводят в культ, и стыдят одновременно. Но прогресс всегда двигают те, кто не играет по общим правилам — а легитимацию сосков в моде надо было с чего-то (и с кого-то) начинать.

Груди пришлось непросто: ее нагрузили таким многообразием смыслов, что просто закрыть ее от посторонних глаз иной раз было действительно проще, чем заниматься разъяснительной работой

Джанет Джексон и Джастин Тимберлейк на «Суперкубке», 2004
Джанет Джексон и Джастин Тимберлейк на «Суперкубке», 2004
Fotobank / Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из первых этой проблемой озаботился Жан-Поль Готье. Перевоспитывать публику он начал мягко — со знаменитых конусообразных бра, вошедших в историю моды с легкой руки Мадонны. Затем перешел к тяжелой артиллерии — не без помощи все той же своей музы. В финале благотворительного показа amfAR в 1992-м году она присоединилась к Готье в черном макси-платье и «мужском» жакете. Поначалу все удивленно отметили скромность такого образа по меркам поп-королевы, но первое впечатление, как обычно, обманчиво. Когда она сбросила блейзер, оказалось, что вырезы на лифе платья полностью обнажают ее грудь. Те фото тогда разлетелись по первым полосам таблоидов, а певица и дизайнер укрепились в звании самого экстравагантного дуэта музы и художника. Впоследствии Готье не упускал возможности высказаться на тему табуирования наготы: на осенне-зимнем кутюрном показе в 2018 году он вообще надел на моделей прозрачные пластиковые корсеты с надписью «Free the nipple», чтобы уж точно донести посыл даже до тех, кто совсем не понимает намеков. Под корсетами, разумеется, ничего не было. Позже эстафету подхватили его последователи из числа более юных дизайнеров. Например, Гленн Мартенс, который в рамках коллаборации с Jean Paul Gaultier выпустил топы и платья с «голым» принтом вроде тех, что сам Готье делал в 90-е.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Lil' Kim на премии MTV VMA, 1999
Lil' Kim на премии MTV VMA, 1999; Ники Минаж на показе Haider Ackermann осень-зима 2017
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не меньшую лепту в прогресс внесли рэп-исполнительницы, которые вообще никогда не отличались особой стеснительностью. В 1999-м Lil' Kim пришла на церемонию MTV VMA в лиловом комбинезоне, полностью открывающем левую грудь — сосок при этом был прикрыт наклейкой с пайетками. После той премии образ был единогласно включен в списки худших и самых безвкусных — но именно он и запомнился больше всего. Безупречные выходы в минималистичных платьях спустя годы вспомнят единицы, а вот такие эпатажные выходки — абсолютно все. В итоге то, что казалось шокирующим 20 с небольшим лет назад, со временем постепенно переходит в категорию «так плохо, что уже хорошо» — и это вспоминают уже с ностальгией и даже цитируют. Например, как коллега Lil' Kim, Ники Минаж, которая пришла в жакете с открытой левой грудью на показ Haider Ackermann в 2017 году — и 18 лет спустя подобный образ, конечно, все еще вызывал пересуды, но уже не был таким уж скандальным.

Почему мужчины могут спокойно открывать торс на публике и не получать за это ни осуждающих взглядов, ни оскорблений вслед?

Jean Paul Gaultier Haute Couture осень-зима 2018
Jean Paul Gaultier Haute Couture осень-зима 2018
Fotobank / Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот кому-то за подобный жест досталось по полной. В 2004-м Джанет Джексон выступила вместе с Джастином Тимберлейком на «Суперкубке» — и этот перформанс запомнился не декорациями, зажигательными танцами или звездным дуэтом, а громким скандалом. Тимберлейк сорвал чашку с корсета Джексон, полностью оголив ее грудь. Тогда певица лишилась нескольких контрактов, вынуждена была публично извиняться и на время уйти в тень, пока ненужная шумиха не уляжется. А вот сам виновник скандала преспокойно продолжил строить карьеру — и принес свои извинения лишь в 2020 году, да и то только под давлением общественной критики. Именно эти двойные стандарты и возмущают активистов Free the nipple, которые вот уже 9 лет пытаются бороться за право женщин спокойно обходиться без бюстгальтера, не подвергаясь при этом слатшеймингу. И в этом сезоне дизайнеры решили оказать им полную поддержку — и вдохновить женщин по всему миру выходить из дома sans bra. В конце концов, почему мужчины могут спокойно открывать торс на публике и не получать за это ни осуждающих взглядов, ни оскорблений вслед? Быть может, равные права на обнажение — это первый шаг к равным зарплатам и равным условиям труда. В конце концов, большие перемены всегда начинаются с малого. Кто знает, вдруг в этом странным образом помогут полуобнаженные выходы Бьянки Цензори, каждый раз поражающей наше воображение?