Казалось бы: все мы помним, что из оков корсетов женщин освободила Коко Шанель. Она же предложила им брюки — новую удобную униформу на ближайшие пару веков. Но, справедливости ради, эти две модные революции все же случились чуть раньше, чем настал звездный час великой Мадемуазель. И принадлежали они Полю Пуаре — человеку, который единолично определил европейскую моду начала XX века. И при этом ушел из жизни в полном забвении, уступив место более молодым и энергичным коллегам. Рассказываем историю модного революционера, незаслуженно забытого современниками.
Поль Пуаре — великий кутюрье, который освободил женщин от корсетов

Пуаре помог избавиться от неудобных и морально устаревших корсетов, впервые создав силуэт, который «опирался» на плечи — а дальше свободно ниспадал и струился по фигуре
Сейчас за цитирование национальных костюмов могут не то что раскритиковать — фактически вычеркнуть из культурного контекста. То, что сегодня называют «культурной апроприацией» (и всячески порицают), 100 с лишним лет назад задало вектор дальнейшего движения моды. Произошло это с легкой руки Поля Пуаре, который первым ввел в моду пальто, скроенные на манер японских кимоно, и широкие брюки, похожие на восточные шаровары. Ему удалось переодеть в гейш и одалисок сначала весь Париж, а затем и всю Европу, попутно воскресив летящий ампирный силуэт с завышенной линией талии. Заодно он помог избавиться от неудобных и морально устаревших корсетов, впервые создав силуэт, который «опирался» на плечи — а дальше свободно ниспадал и струился по фигуре.


Началась его карьера, как тогда было принято, с продажи эскизов в другие модные Дома. И он так в этом преуспел, что получил предложение о постоянной работе — сначала у Жака Дусе, а потом и в Доме Чарльза Фредерика Ворта, который возглавил в качестве креативного директора. Но гению Пуаре всегда было тесно в чужих стенах — и уже в 1903 году он открывает собственный модный Дом под своим именем. Успех был моментальным: клиентками Пуаре стали самые известные актрисы, аристократки и даже члены монарших семей. Легендарная танцовщица Айседора Дункан вообще считала его настоящим художником — и одевалась лишь в Poiret, хотя до знакомства с дизайнером вообще была абсолютно равнодушна к моде и дорогой одежде.



Один за другим Пуаре выдавал новые, революционные по тем временам силуэты: «оперное» пальто прямого кроя с рукавом-кимоно, «гаремные» брюки-шаровары, платье-абажур, летящую тунику с завышенной талией. Самым рискованным из его изобретений стала «хромая» юбка, расклешенная и ниспадающая складками от пояса до икр, а ниже — экстремально узкая. Настолько, что женщина в ней может делать лишь крошечные семенящие шаги — совсем как японская гейша в деревянных сандалиях гэта. Правда, Пуаре, даже будучи большим поклонником восточной культуры, называл другой источник вдохновения. По его словам, он «списал» эту юбку с Эдит Берг — американки, которая первой из женщин осмелилась полететь на аэроплане братьев Райт. Чтобы юбка не раздувалась воздухом во время полета, она просто перевязала ее веревкой под коленями — а после приземления спокойно прошлась в таком виде. При этом именно он впервые начал открыто заимствовать элементы костюмов народов мира — и посвящал каждую новую коллекцию то Индии, то Японии, а то и России. После Пуаре этот прием надолго будет забыт — пока его не вернет к жизни Ив Сен-Лоран с его «русскими», «китайскими» и «африканскими» коллекциями.


Дом Poiret рос и превращался в настоящую империю. В какой-то момент он уже был совсем похож на современные бренды с многочисленными линиями: вслед за маркой одежды Пуаре открыл магазины мебели и предметов интерьера, художественную мастерскую и парфюмерный Дом, который назвал в честь своей старшей дочери Розин. Страстные поклонники Пуаре (а их было немало) могли составить полноценный образ от любимого кутюрье — от аксессуаров до аромата. Сегодня это нормальная практика — в 1910-е годы же такого не предлагал больше никто.
Один за другим Пуаре выдавал новые, революционные по тем временам силуэты
Все эти успехи вскружили кутюрье голову. Настолько, что они сам не заметил, как из новатора превратился в безнадежного ретрограда. 20-е годы принесли женскую эмансипацию и стиль ар-деко — куда более функциональный и удобный, чем царивший до этого модерн, воплощением которого был Пуаре. Перестроиться ему так и не удалось: пока он открыто посмеивался над Габриэль Шанель и ее скромными маленькими черными платьями, она уже вовсю завоевывала рынок и переодевала в них его вчерашних клиенток. Его эпоха подходила к концу — и, несмотря на многочисленные попытки переосмыслить свой стиль и придумать себя заново, он раз за разом возвращался все к тому же безудержному карнавалу и избыточности, которые сначала сделали его королем парижской моды, а потом оставили на задворках истории. В 1934 году, после провального сотрудничества с универмагом Printemps, Поль Пуаре окончательно закрывает свой модный Дом. Остаток жизни он провел, предаваясь воспоминаниям и работая над мемуарами, которые позже вышли под названием «Одевая эпоху». Ушел из жизни великий кутюрье всего через 10 лет после ухода из моды — в абсолютном забвении.




