Почему уход Дриса Ван Нотена из собственного бренда — большая потеря для всей индустрии

И за что мы должны сказать ему спасибо
DRIES VAN NOTEN весна-лето 1997
DRIES VAN NOTEN весна-лето 1997
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Редкая новость вызывает в фэшн-сообществе такое единодушие, как известие об уходе Дриса Ван Нотена из его же собственного бренда. «В начале 80-х я мечтал обрести свой голос в моде. Путь, который занес меня в Лондон, Париж и не только, сделал это возможным. Теперь я хочу сфокусироваться на всем, на что у меня не хватало времени. Мне грустно, но в то же время радостно сообщать о том, что я ухожу в июне. Я готовился к этому решению уже какое-то время. Настало время освободить место для молодого поколения талантов, которые привнесут свое видение в бренд», — гласит текст прощального письма в официальном аккаунте Dries Van Noten в запрещенной соцсети. Последней коллекцией дизайнера станет мужская сезона весна-лето 2025 — а дальше его место займет некий преемник, который пока не выбран. Как только об этом стало известно, соцсети и фэшн-медиа заполнили крайне эмоциональные комментарии. Все сошлись в одном: уход Ван Нотена — огромная потеря для всей индустрии. Это признали даже те, кто в целом был к нему равнодушен (а таких вообще-то немного). И на то есть свои причины. Вот лишь несколько, которые приходят на ум в первую очередь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
34-летний Дрис Ван Нотен, 1992 год
34-летний Дрис Ван Нотен, 1992 год
Victor VIRGILE/Gamma-Rapho/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
DRIES VAN NOTEN осень-зима 1996
DRIES VAN NOTEN осень-зима 1996
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человек-эпоха

Дрис Ван Нотен — не просто дизайнер. Он — олицетворение эпохи. Последний (если не считать то и дело пропадающего с горизонта Вальтера ван Бейрендонка) активный участник легендарной антверпенской шестерки. Главный оплот независимой моды, который не пускал в свой бренд сторонних инвесторов на протяжении 33 лет. И даже после того, как в 2018 году продал компанию испанскому концерну Puig, все равно сохранил за собой полный креативный контроль и остался председателем совета директоров бренда. Всегда шедший только своим путем, невзирая на то, как менялась индустрия. Создававший лишь четыре коллекции в год (две мужские и две женские) и игнорировавший бешеную карусель коллабораций, круизных коллекций и прочего бессмысленного и беспощадного фэшн-безумия. Не признававший деления коллекций на подиумные и коммерческие: все, что он делал для показов, можно было купить в магазинах. Никогда не подменявший продукт сторителлингом. Всегда работавший для реальных женщин и мужчин, а не мифических героев, выдуманных маркетологами. И трепетно любивший свое ремесло даже в самых рутинных его моментах. «Таких больше не делают», — так в посвященном дизайнеру документальном фильме его охарактеризовала легендарная Айрис Апфель. И с ней сложно не согласиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
DRIES VAN NOTEN осень-зима 1998/99
THIERRY ORBAN/Sygma/Getty Images
DRIES VAN NOTEN весна-лето 1997
Victor VIRGILE/Gamma-Rapho/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перфекционист

О любви Ван Нотена к своей профессии красноречивее всего говорит сцена примерки перед показом из документального фильма «Дрис Ван Нотен», где Дрис упорно добивается идеальной глубины проймы. Даже зная, что подиумный образец никто не будет носить, ему было важно, чтобы каждая деталь получилась безупречной. Чего не скажешь о молодом поколении дизайнеров, которые подчас не стесняются выпускать на подиум вещи с кривыми швами, провисающими плечами и просто плохой посадкой. Подобный перфекционизм свойственен ему во всем: от подбора тканей для новой коллекции (к слову, неизменно созданных по индивидуальному заказу) до составления букетов из цветов, выращенных в саду его фамильного особняка под Антверпеном. Кажется, что в идеальной вселенной Ван Нотена нет места хаосу и малейшим несовершенствам. Только гармония и великая красота. Такая, от которой щемит сердце и слезы накатываются на глаза даже самых жестких фэшн-критиков. Пока крупнейшие игроки индустрии соревновались в создании маркетинговых гиммиков, хитовых аксессуаров и худи с логотипами, Ван Нотен оставался верен себе. Искал новые формы, неожиданные сочетания цветов, свежие решения. Отказывался играть по правилам модного мейнстрима, диктовавшего курс на тотальное расчеловечивание моды и превращение ее в конвейер по производству люксового мерча под видом дизайнерской одежды. Дрис всегда считал, что его покупатели достойны лучшего — и находил способы им это дать. И уже за это мы должны сказать ему огромное спасибо. Такая верность собственным идеалам встречается нечасто. Тем более в таком беспощадном бизнесе, как мода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
DRIES VAN NOTEN весна-лето 2009
DRIES VAN NOTEN весна-лето 2009
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
DRIES VAN NOTEN осень-зима 2013/14
DRIES VAN NOTEN осень-зима 2013/14
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человеческое лицо индустрии

Если у фэшн-индустрии есть человеческое лицо, то это лицо Дриса. Кажется, более человечного и трогательного во всех своих проявлениях дизайнера не найти. Его работы прекрасны не только с лицевой стороны, но и с изнанки. Во всех смыслах. Дрис никогда не прикрывался громкими лозунгами и показной борьбой за все хорошее, но одним из первых инвестировал в независимый цех в Индии, где локальные мастера занимаются изготовлением ручных вышивок. И таким образом не только обеспечил собственный бренд лучшими в своем деле сотрудниками, но и поддержал ценное ремесло, едва не погибшее из-за конкуренции с масс-маркетом. В 2020-м он пригласил почти забытого индустрией Кристиана Лакруа создать совместную коллекцию. С тех пор, как в 2009 году его собственный бренд обанкротился, он переключился на работу над театральными костюмами — но с радостью согласился ненадолго вернуться в моду. После показа Дрис вышел на поклон вместе с Кристианом, подчеркивая, что это равноправная совместная работа. Кто еще способен на жест такой широты? Когда мир неожиданно накрыла волна ковидных локдаунов, он же первым предложил игрокам индустрии замедлиться, перестать выпускать одежду ради одежды и захламлять планету ненужными вещами. Его призыв не был услышан. Но он сам остался ему верен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
DRIES VAN NOTEN осень-зима 2001/22
Архивы пресс-службы
DRIES VAN NOTEN осень-зима 2000/21
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мастер цвета

Но в первую очередь мы любим его, конечно, за тончайшее чувство цвета. Дрис всегда слыл главным колористом индустрии. То, как гармонично он сочетает самые неожиданные оттенки и даже принты между собой, не поддается никакому анализу. Если верить кадрам из уже упомянутого документального фильма, он находит эти непостижимые сочетания путем постоянного поиска и перебора всевозможных вариантов. Но со стороны кажется, что это какое-то уникальное чутье, высший дар, исключительный талант. Гениальность, если хотите. То, чему нельзя просто взять и научиться, сколько бы усилий вы ни приложили. Нечто особенное. Он всегда работал с цветом подобно художнику-абстракционисту. Именно цвет был определяющей чертой его коллекций, отправной точкой при их создании. И это то, по чему мы больше всего будем скучать. Не знаем, кому Ван Нотен доверит продолжать свое дело. Но на плечи этого человека ляжет непосильная задача.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
DRIES VAN NOTEN весна-лето 2015
DRIES VAN NOTEN весна-лето 2015
Архивы пресс-службы
DRIES VAN NOTEN весна-лето 2016
DRIES VAN NOTEN весна-лето 2016
Antonello Trio/Getty Images