Когда в марте появились первые слухи о сотрудничестве Gucci и Balenciaga, сама возможность такого союза казалась почти абсурдной. Посудите сами: с чего бы двум одинаково значимым для индустрии брендам делать что-то совместно? Гораздо логичнее выглядит коллаборация между двумя марками из разных сегментов, где у каждой — своя специфика. Например, массового H&M и люксового Versace. Ну или старого французского Дома Louis Vuitton и легенды стритвира Supreme. Или, наконец, все тех же Gucci и экспертов по аутдору The North Face. Иными словами, раньше обязательным признаком хорошего коллаба было то, что он объединял марки с экспертизой в очень разных областях, чтобы создать уникальный, не имеющий аналогов продукт. Например, «дырявую» сумку Louis Vuitton, которая без участия «бабушки деконструктивизма» Рэи Кавакубо никогда бы не появилась. А что друг другу могут предложить Gucci и Balenciaga, которые фактически стоят на одной ступени в модной иерархии и работают в одной ценовой политике? Новость о возможном сотрудничестве Versace и Fendi такой невероятной нам уже не казалась (все-таки уже был подобный прецедент), но большое оживление (и все те же вопросы) она, однако, вызвала.
Почему модные коллаборации больше не будут прежними
Раньше обязательным признаком хорошего коллаба было то, что он объединял марки с экспертизой в очень разных областях, чтобы создать уникальный, не имеющий аналогов продукт
Ну, кое-что они могут друг другу дать бесспорно. Например, медийный вес, который в случае такого сотрудничества возрастает многократно. Первые же слухи о коллекции Gucci x Balenciaga вызвали волну публикаций в медиа и соцсетях, заставив всех говорить о показе еще до его премьеры. А уж после нее все вокруг накрыло лавиной обзоров, новостных заметок и мемов. Для этого даже не пришлось делать массовых рассылок по блогерам или покупать рекламу на всех онлайн-платформах — такие вести молниеносно разносятся без лишней помощи. Та же судьба постигла и совсем недавнюю коллаборацию Versace и Fendi: стоило только Донателле Версаче анонсировать некий «тайный» показ в конце Недели моды в Милане, как количество упоминаний обоих брендов в медиа стало буквально зашкаливать. И вот тут вдруг выяснилось, что сотрудничество двух вот таких величин — это едва ли не единственный возможный вариант дальнейшего развития дизайнерских коллабораций.
За последние лет десять мы уже видели союзы всех со всеми. И если когда-то совместная работа демократичного масс-маркет-бренда с гигантом «тяжелого люкса» еще могла кого-то удивить (как же — столкнулись два мира!), то ежегодные коллабы H&M сделали такую практику обыденностью. Арт-коллаборации уже тоже успели наскучить — в последний раз они вызывали большое оживление еще в нулевых, когда Марк Джейкобс просил лучших современных художников переосмыслить культовые сумки Louis Vuitton. И даже хулиганские эксперименты молодых и дерзких дизайнеров и марок стритвира с наследием чинных старых Домов уже не заставляют модную публику ломать копья в комментариях в соцсетях. В этих условиях всем оставалось только одно — объединяться друг с другом.
За последние лет десять мы уже видели союзы всех со всеми. В этих условиях дизайнерам оставалось только одно — объединяться друг с другом.
Первыми на этот путь год назад аккуратно ступили Дрис Ван Нотен и Кристиан Лакруа. Ван Нотен просто написал давно ушедшему из моды Лакруа e-mail с предложением поработать вместе. К его огромному удивлению, тот согласился. Все держалось в тайне до самого показа, в финале которого два дизайнера вышли на поклон вместе. Правда, называть это уже примелькавшимся словом «коллаборация» они отказались — зато растрогали решительно всех, кто смотрел то историческое шоу и в зрительном зале, и с экранов электронных девайсов.
На следующий уровень эту идею вывели Раф Симонс и Миучча Прада, которые объявили, что начнут работать вместе. Правда, впервые не в качестве разовой акции: Симонс присоединился к Праде в качестве со-креативного директора. Случай по настоящему беспрецедентный: два одинаково значимых для моды дизайнера не просто согласились поработать вместе. Они решили делать это на равных. А в мире необъятных дизайнерских эго делить внимание публики с кем-то еще вообще-то не очень принято. И надо ли говорить, что расчет снова себя оправдал. Причем не только (и не столько) в части медийной шумихи. Симонс принес в Prada свежий взгляд со стороны — он как бы «подсветил», выделил все, что на самом деле важно в эстетике бренда, а от лишнего помог избавиться. В итоге получилась удивительно чистая квинтэссенция Prada — с ощутимым влиянием Рафа, но все же узнаваемая и аутентичная. Даже Miu Miu, к которой Раф вроде как не имеет никакого отношения, за время этого сотрудничества заметно преобразилась в лучшую сторону — но нам остается только гадать, есть ли в этом его заслуга.
Зрителя нужно зацепить, возмутить, привлечь. Заставить его оторвать глаза от очередного ролика в TikTok или сериала в Netflix. Убедить его не только уделить тебе 20 минут своего времени, но и поставить лайк, а лучше — написать комментарий
А потом правила игры окончательно поменяли Алессандро Микеле и Демна Гвасалия. Чем их кейс принципиально отличается от двух описанных выше? Это именно сотрудничество двух брендов. Не двух дизайнеров. Это не Demna Gvasalia x Alessandro Michele. Именно Gucci x Balenciaga. И здесь важны не личности креативных директоров, а узнаваемые вещи и история тех марок, которые они представляют. И то, как изящно их сплетение нарушает все устоявшиеся модные правила. С Versace и Fendi получилась несколько иная история: они на один вечер «поменялись» креативными директорами — в показали не одну общую, а две разные коллекции. И хотя итог такой работы получил негласное название Fendace, увековеченное в надписях на ремнях, преобладала в нем все-таки рука Донателлы Версаче: даже модели в длинных белых париках были похожи на нее, как сестры-близнецы.
Можно бесконечно спорить о смысле и эстетических свойствах таких «коллабов всех со всеми», но они вызывают у публики такую бурю самых разных, но всегда очень искренних эмоций. И именно это — самое важное в наше время. Зрителя нужно зацепить, возмутить, привлечь. Заставить его оторвать глаза от очередного ролика в TikTok или сериала в Netflix. Убедить его не только уделить тебе 20 минут своего времени (что бесконечно много в условиях прогрессирующего клипового мышления), но и поставить лайк, а лучше — написать комментарий. А еще лучше — зайти в интернет-магазин и что-то купить. И в этой борьбе за эмоции хороши любые средства. Так что скоро нам, кажется, стоит ждать еще больше вот таких коллабораций всех со всеми — и чем причудливее, тем лучше.