Надежда Ламанова — любимый модельер последней русской императрицы

Которая осталась востребованной и в советские годы
Надежда Петровна Ламанова (1880-е)
Надежда Петровна Ламанова (1880-е)
Фотография Андрея Осиповича Карелина
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удивительно, но об истории российской моды нам подчас известно куда меньше, чем о мировой. При этом мы тоже можем похвастаться именами, которые оставили свой след — и не только в локальном контексте, но и в глобальном. Одна из таких персон — Надежда Петровна Ламанова. Ее жизнь и карьера развивалась удивительным образом: до революции она успела стать поставщиком императорского двора и художником по костюмам ключевых московских театров, а после 1917 года разрабатывала одежду для широких слоев населения и создавала экспериментальные вещи, которые покоряли зарубежную публику на мировых выставках. Рассказываем, что нужно о ней знать.

Вечернее платье из желтого бархата и шифона. Принадлежало императрице Александре Федоровне / Платье вечернее из черного тюля на белом атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне
Вечернее платье из желтого бархата и шифона. Принадлежало императрице Александре Федоровне / Платье вечернее из черного тюля на белом атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне
Мастерская Н.П. Ламановой Начало XX в.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фем-икона

Сегодня Надежду Петровну назвали бы иконой феминизма. Задолго до женской эмансипации она смогла построить успешную карьеру и сколотить состояние, не имея поддержки богатых родителей или удачного брака. Она родилась в семье дворянина из обедневшего рода в Нижегородской губернии и уже в 16 лет была вынуждена самостоятельно переехать в Москву, чтобы пойти на работу и помогать семье. Она быстро выучилась в школе кройки и шитья, нашла свою первую работу, и всего через несколько лет решилась на кардинальный шаг — открыла собственный Дом Мод в центре Москвы. Она быстро завоевала расположение богатого купечества, высших слоев аристократии и московской богемы. Ламанова одевала всех — от купчих (шутила, что они обожают выбивать скидки) до актрис театров. Цепочка знакомств и довольных клиентов в какой-то момент привела ее к самой императрице Александре Федоровне. Их отношения, правда, в итоге не задались: Надежда была довольно жесткой, упертой и принципиальной в общении — и не делала поблажек даже для монарших особ. Тем не менее, она была удостоена почетного титула Поставщика двора Ее Императорского Величества. При этом Ламанова не только добивалась успеха сама, но и помогала в этом другим. Она много занималась благотворительностью и даже организовала при своем Доме Мод бесплатную школу кройки и шитья, где обучиться этому мастерству могли все желающие. Современники называли модельера «Станиславским в области костюма» (к слову, с легендарным режиссером они дружили и много работали вместе), многие выдающиеся деятели культуры считали ее гениальным художником. Известно, что она несколько раз в год ездила в Париж, чтобы закупать ткани и совершенствовать свое мастерство, общаясь с европейскими коллегами: там она познакомилась с Полем Пуаре. Но в стремительное течение ее жизни ворвалась революция. После октябрьского переворота она была арестована как приближенная к императорской семье: выйти на свободу она смогла лишь благодаря протекции Максима Горького.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Валентин Серов «Н.П. Ламанова», 1911 год
Валентин Серов «Н.П. Ламанова», 1911 год
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художница

Несмотря на такие драматичные перемены, она с прежним рвением взялась за новую работу, ни капли, казалось, не скучая по прежнему высокому положению. Надежда Петровна начала разрабатывать одежду по мотивам русского народного костюма для широких слоев населения, а также продолжила работать в театре Вахтангова, создавая костюмы для всех ключевых постановок. В 1922 году Ламанова стала членом Государственной Академии Художественных наук — это стало подтверждением ее статуса настоящего художника. Чуть позже она сотрудничала с Верой Мухиной и создавала экспериментальные модели одежды для международных выставок, где они неизменно приводили зарубежную публику в восторг. Успела Ламанова отметиться и в кино, работая с Эйзенштейном, Протазановым и Александровым (костюмы в «Аэлите», «Александре Невском» и «Цирке» — ее рук дело).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Любовь Орлова в платье Надежды Ламановой в фильме «Цирк», 1936
Любовь Орлова в платье Надежды Ламановой в фильме «Цирк», 1936
LEGION-MEDIA
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля / Платье вечернее черного машинного кружева с мелким растительным узором
Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перфекционистка

В работе Ламанова была настоящей перфекционисткой. Она мучила клиентов бесконечными долгими примерками, пока не убеждалась, что вещь сидит безупречно. Она не терпела компромиссов и всегда добивалась того, чтобы ее видение претворялось в жизнь в мельчайших подробностях. Именно поэтому Надежда игнорировала пожелания заказчиков — даже самых богатых и знатных. Благодаря безупречному вкусу и портновскому таланту она лучше знала, что подойдет тому или иному человеку — а потом и слышать не хотела о пошиве вещей по мотивам иллюстраций в модных журналах. Кстати, сама она эскизов тоже не делала: модельер не умела рисовать и практиковала метод наколки, когда ткань драпируется и закалывается булавками непосредственно на фигуре, в результате чего находится нужная форма и силуэт. Несмотря на прямолинейность и жесткий характер, клиенты Ламанову обожали — многие шили весь свой гардероб только у нее, ведь результат неизменно был безупречным. Надежда Петровна идеально чувствовала фигуру человека и знала, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки — поэтому ее видение часто было точнее и комплиментарнее, чем взгляд самих заказчиков на себя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эскизы платьев (1930)
Эскизы платьев (1930)
Аукционный дом «Литфонд»