Как Мартин Маржела возглавил Hermès и стал родоначальником «тихой роскоши»

Определил моду на 26 лет вперед
Hermès осень-зима 2001/02
Hermès осень-зима 2001/02
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тихая роскошь» — вне всяких сомнений главный тренд года. Неброские, но очень дорогие образы Гвинет Пэлтроу в суде и луки героев сериала «Наследники» разбираются буквально по косточкам, чтобы уловить дух того самого люкса, который не кричит о себе. Что называется, «кто знает, от поймет». Но это вовсе не какая-то новая тенденция. В 1997-м сам термин quite luxury еще не был в ходу, но то, что им сегодня называют, уже вовсю набирало обороты. Родоначальником этого направления фактически стал Мартин Маржела, бывший в то время креативным директором Hermès. Рассказываем, как самый загадочный (и влиятельный!) дизайнер современности заложил основы тренда, актуального 26 лет спустя.

Первая коллекция Мартина Маржелы для Hermès осень-зима 1998/99
Первая коллекция Мартина Маржелы для Hermès осень-зима 1998/99
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История моды видела самые неожиданные назначения дизайнеров в исторических Домах. Но одним из самых удивительных кейсов до сих пор остается работа Мартина Маржелы в Hermès. К 1997-му он уже не был новичком: редакторы бились за право присутствовать на показах Maison Martin Margiela, чтобы первыми увидеть, что в новом сезоне предлагает изобретательный бельгиец. Поразительно, но его звезда зажглась ровно в тот момент, когда дизайнеры начали становиться полноценными знаменитостями: давать интервью, появляться на страницах таблоидов, тусоваться с актерами и музыкантами. Маржела не делал ничего из перечисленного — да и вообще почти не появлялся на публике, чем заслужил себе репутацию «анонимного» и «загадочного» дизайнера. Что же такого аноним мог предложить почтенному парижскому Дому, одевающему респектабельную европейскую буржуазию?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Hermès осень-зима 2002/03
Hermès осень-зима 2002/03
Ralph Mecke

От этого назначения ждали шока, трепета, революции. Фэшн-инсайдеры гадали, какой получится дебютная коллекция скрытного деконтруктивиста. Может, он разрежет культовую сумку Kelly пополам? Или устроит показ где-нибудь на задворках Парижа, подальше от штаб-квартиры Дома на улице Фобур-Сент-Оноре? Но Маржела — на то и новатор, чтобы быть непредсказуемым. Он сделал все ровно наоборот. Провел первый показ во флагманском бутике Hermès. И показал коллекцию максимально спокойных, если не сказать консервативных, вещей. Кашемировых пальто и джемперов, «мужских» брючных костюмов, широких брюк и длинных кожаных перчаток во всех оттенках черного, серого, бежевого и карамельно-коричневого. Никакой деконструкции, никакого апсайклинга, никаких нетривиальных силуэтов Словом, ничего, чем славился на тот момент Маржела. Собравшиеся на показе модные критики были неприятно удивлены: коллекцию они сочли скучной и удостоили очень сдержанных оценок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но Маржеле было не привыкать. Его первые показы для собственного бренда тоже не сразу «распробовали». Нужно было время, чтобы фэшн-инсайдеры начали понимать, что он хотел этим сказать. Только 26 лет спустя мы осознаем, что в тот день родился стиль, который все это время будет существовать фоном, а к 2023-му вырвется в число основных трендов. Гости дебютного показа Маржелы для Hermès своими глазами увидели зарождение «тихой роскоши» в том виде, в котором мы ее знаем сегодня. Придуманная Мартином одежда, может, и не производила должного впечатления на зрителей, зато становилась постоянной униформой покупательниц. Дизайнер продумывал каждую деталь из соображений практичности. Глубокий V-образный вырез на кашемировом джемпере позволял снимать его, не испортив прическу — или даже носить на бедрах, завязав рукава узлом. Пальто и жакеты свободного кроя мягко «обнимали» фигуру, не сковывая движений. Широкие брюки не мешали шагу. Эта одежда ни к чему не обязывала — она давала свободу быть собой, жить активной жизнью, дышать полной грудью. Не страдать из-за высоких каблуков или узкого платья, сдавливающего живот и бедра. Не гнаться за трендами, наполнять свою жизнь другими смыслами и занятиями. Клиентки Дома оценили эту идею.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кожаный ремень с карманами из коллекции Hermès весна-лето 2000
Кожаный ремень с карманами из коллекции Hermès весна-лето 2000
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Если бы вещи Маржелы для Hermès можно было бы описать одним словом, то лучше всего подошло бы определение «бережные». Они как бы оберегали своих носительниц от дискомфорта, навязчивого внимания и боязни выглядеть неуместно. Они адаптировались под их жизнь, а не заставляли этих женщин подстраиваться под себя. А еще подкупали деталями. Пуговицами с шестью отверстиями, образующими монограмму «H». Двойным кожаным ремешком часов, который потом скопировали все большие и малые бренды. Шелковой подкладкой кашемировых пальто, кокетливо выглядывающей наружу при каждом движении. В общем, всеми нюансами, которые можно оценить только при ближайшем рассмотрении.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ