Как Мартин Маржела возглавил Hermès и стал родоначальником «тихой роскоши»
![Hermès осень-зима 2001/02 Hermès осень-зима 2001/02](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/968/968033342aea17fe08bcdd1d22f93997_cropped_510x758.webp)
«Тихая роскошь» — вне всяких сомнений главный тренд года. Неброские, но очень дорогие образы Гвинет Пэлтроу в суде и луки героев сериала «Наследники» разбираются буквально по косточкам, чтобы уловить дух того самого люкса, который не кричит о себе. Что называется, «кто знает, от поймет». Но это вовсе не какая-то новая тенденция. В 1997-м сам термин quite luxury еще не был в ходу, но то, что им сегодня называют, уже вовсю набирало обороты. Родоначальником этого направления фактически стал Мартин Маржела, бывший в то время креативным директором Hermès. Рассказываем, как самый загадочный (и влиятельный!) дизайнер современности заложил основы тренда, актуального 26 лет спустя.
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/205/205fa488ab35a6fc534db094a5cd2dbf_cropped_510x758.webp)
![Первая коллекция Мартина Маржелы для Hermès осень-зима 1998/99 Первая коллекция Мартина Маржелы для Hermès осень-зима 1998/99](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/fca/fca4ed3ee2d754ca698f310b7c6cec23_cropped_510x758.webp)
История моды видела самые неожиданные назначения дизайнеров в исторических Домах. Но одним из самых удивительных кейсов до сих пор остается работа Мартина Маржелы в Hermès. К 1997-му он уже не был новичком: редакторы бились за право присутствовать на показах Maison Martin Margiela, чтобы первыми увидеть, что в новом сезоне предлагает изобретательный бельгиец. Поразительно, но его звезда зажглась ровно в тот момент, когда дизайнеры начали становиться полноценными знаменитостями: давать интервью, появляться на страницах таблоидов, тусоваться с актерами и музыкантами. Маржела не делал ничего из перечисленного — да и вообще почти не появлялся на публике, чем заслужил себе репутацию «анонимного» и «загадочного» дизайнера. Что же такого аноним мог предложить почтенному парижскому Дому, одевающему респектабельную европейскую буржуазию?
![Hermès осень-зима 2002/03 Hermès осень-зима 2002/03](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/79f/79f313a82353383275d6d87a128b6893_cropped_510x510.webp)
От этого назначения ждали шока, трепета, революции. Фэшн-инсайдеры гадали, какой получится дебютная коллекция скрытного деконтруктивиста. Может, он разрежет культовую сумку Kelly пополам? Или устроит показ где-нибудь на задворках Парижа, подальше от штаб-квартиры Дома на улице Фобур-Сент-Оноре? Но Маржела — на то и новатор, чтобы быть непредсказуемым. Он сделал все ровно наоборот. Провел первый показ во флагманском бутике Hermès. И показал коллекцию максимально спокойных, если не сказать консервативных, вещей. Кашемировых пальто и джемперов, «мужских» брючных костюмов, широких брюк и длинных кожаных перчаток во всех оттенках черного, серого, бежевого и карамельно-коричневого. Никакой деконструкции, никакого апсайклинга, никаких нетривиальных силуэтов Словом, ничего, чем славился на тот момент Маржела. Собравшиеся на показе модные критики были неприятно удивлены: коллекцию они сочли скучной и удостоили очень сдержанных оценок.
Но Маржеле было не привыкать. Его первые показы для собственного бренда тоже не сразу «распробовали». Нужно было время, чтобы фэшн-инсайдеры начали понимать, что он хотел этим сказать. Только 26 лет спустя мы осознаем, что в тот день родился стиль, который все это время будет существовать фоном, а к 2023-му вырвется в число основных трендов. Гости дебютного показа Маржелы для Hermès своими глазами увидели зарождение «тихой роскоши» в том виде, в котором мы ее знаем сегодня. Придуманная Мартином одежда, может, и не производила должного впечатления на зрителей, зато становилась постоянной униформой покупательниц. Дизайнер продумывал каждую деталь из соображений практичности. Глубокий V-образный вырез на кашемировом джемпере позволял снимать его, не испортив прическу — или даже носить на бедрах, завязав рукава узлом. Пальто и жакеты свободного кроя мягко «обнимали» фигуру, не сковывая движений. Широкие брюки не мешали шагу. Эта одежда ни к чему не обязывала — она давала свободу быть собой, жить активной жизнью, дышать полной грудью. Не страдать из-за высоких каблуков или узкого платья, сдавливающего живот и бедра. Не гнаться за трендами, наполнять свою жизнь другими смыслами и занятиями. Клиентки Дома оценили эту идею.
![Кожаный ремень с карманами из коллекции Hermès весна-лето 2000 Кожаный ремень с карманами из коллекции Hermès весна-лето 2000](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/117/11789b3c02532e4f134b5ffd39f4b8e0_cropped_510x510.webp)
Если бы вещи Маржелы для Hermès можно было бы описать одним словом, то лучше всего подошло бы определение «бережные». Они как бы оберегали своих носительниц от дискомфорта, навязчивого внимания и боязни выглядеть неуместно. Они адаптировались под их жизнь, а не заставляли этих женщин подстраиваться под себя. А еще подкупали деталями. Пуговицами с шестью отверстиями, образующими монограмму «H». Двойным кожаным ремешком часов, который потом скопировали все большие и малые бренды. Шелковой подкладкой кашемировых пальто, кокетливо выглядывающей наружу при каждом движении. В общем, всеми нюансами, которые можно оценить только при ближайшем рассмотрении.