Что будет продаваться в магазинах: как кризис и санкции отразились на работе российских модных ритейлеров

Из первых уст
KM20
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Три месяца назад все мы проснулись в новой реальности. Российская индустрия моды ощутила это на себе в числе первых. Практически все ключевые западные бренды приостановили работу в нашей стране. Европейские и американские медиахолдинги закрыли свои российские представительства и отозвали лицензии у издававшихся здесь версий международного глянца. Некогда оживленные Петровка и Столешников переулок в Москве стали тише и пустыннее: за стеклянными дверями их многочисленных бутиков теперь ни любезных консультантов, ни довольных покупателей, а под сияющими вывесками с громкими именами висят скромные предупреждения о том, что магазины временно (как хочется в это верить!) не работают. В сложившейся ситуации последними проводниками большой моды в России остались локальные дизайнеры и мультибрендовые магазины. И если с первыми все вроде бы понятно (как мы выяснили, ткани будут закуплены, а коллекции — отшиты в срок), то дальнейшая судьба вторых у многих вызывает серьезное беспокойство. Как сейчас строятся отношения российских ритейлеров с западными партнерами? Приходят ли новые поставки вещей? И главное: как изменятся ассортимент и цены в следующем сезоне с учетом усложнившейся логистики и запрета на поставки в Россию европейского люкса дороже 300 евро за вещь? Ответы на эти вопросы редактор моды The Symbol Антон Гулевский решил получить из первых рук — от представителей московских концепт-сторов KM20, Leform и Peak.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Leform

Как выяснилось, все они ищут (и находят!) поводы для осторожного, но все-таки оптимизма. И уверяют: что бы ни происходило, без моды мы не останемся. «Мы в КМ20 никогда не боялись трудностей. Я открывала магазин в 2008-2009 годах. Потом мы дружно проживали 2014-й, когда курс прыгнул с 30 до 100 рублей за доллар. Сейчас 2022-й, и он такой, какой есть. Пока я не вижу разницы в количестве клиентов и среднем чеке. Весенние коллекции приходят в обычном режиме. Спрос в целом сохранен. Думаю, пока очень рано делать выводы. Планов закрываться или распродавать все до последних носочков у нас нет», — поделилась Ольга Карпуть, основательница КМ20. «Я не сижу в ожидании возвращения брендов и довольно свободно распоряжаюсь нашим пространством: оно изначально задумано как абсолютно гибкое. Вопрос пока стоит только с инсталляцией Вирджила Абло в виде античного храма: Off-White не отшили весенне-летнюю коллекцию этого года. Не могу решить, оставлять ли этот корнер в магазине пустым или передать в музей, как артефакт истории моды». Аналогичная ситуация и в Leform. «Наш ассортимент поменяется незначительно. Всего несколько брендов заявили о том, что не смогут привезти свои коллекции в этом сезоне — но со следующего и они вернутся к нам. Несколько поменяется ассортимент из-за ограничения верхней границы стоимости товаров на экспорт из Европы. В коллекциях будет чуть меньше дорогих премиальных позиций, но это не значит, что их не будет совсем», — рассказала нам Виктория Веселова, директор по маркетингу первого московского концепт-стора.

Вопрос пока стоит только с инсталляцией Вирджила Абло в виде античного храма. Не могу решить, оставлять ли ее пустой или передать в музей, как артефакт истории моды

Ольга Карпуть
Ольга Карпуть Основательница концепт-стора КМ20

В Peak настроены еще более оптимистично. По словам сооснователя магазина Сергея Танина, их ассортимент почти не изменится: уложиться в новый ценовой лимит удастся практически по всем брендам. «В отличие от "тяжелого" люкса, мы всегда продавали современную интеллектуальную моду за разумные деньги. Доля товаров, которые оказались сейчас выше этих лимитов, в нашем ассортименте минимальна», — говорит Сергей. Рост цен в Peak тоже стараются сдерживать, насколько это возможно — но призывают не забывать, что они находятся в прямой зависимости от курса валют: «Наша ценовая политика определяется непосредственно брендами, которые мы представляем. У подавляющего большинства из них есть прайс-листы с рекомендованными ценами в валюте для нашего рынка. Мы соблюдаем эти рекомендации — на финальные рублевые цены влияют только курсы валют».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все наши собеседники солидарны в одном: главная сложность для них сейчас — это логистика. Из-за нее не только увеличиваются сроки доставки товаров, но и растет их конечная цена. Но и здесь все отнюдь не безнадежно. Как рассказала нам Ольга Карпуть, прямо сейчас вся модная индустрия работает над формированием новых цепочек логистики, и их появление — лишь вопрос времени. «Если сильно усложнится (и, соответственно, подорожает) логистика, то это может повлиять на стоимость товаров. Но пока мы справляемся и с этим новым вызовом, сохраняя справедливые цены, близкие к европейским на аналогичные бренды», — добавляет Сергей Танин.

КМ20
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одно общее наблюдение: не впасть сейчас в панику очень помогает поддержка со стороны бизнес-партнеров, которые стремятся сохранить не только деловые, но и личные отношения со своими российскими коллегами. «С большинством брендов Leform работает годами, а многие из них (например, Dries Van Noten, Maison Margiela и R13) впервые оказались в России именно благодаря нам. Поэтому у нас с ними прочные и теплые профессиональные отношения, и мы получили огромное количество поддержки», — поделилась с нами Виктория Веселова. Сергей Танин отмечает, что текущий кризис проверил на прочность отношения Peak с бизнес-партнерами — и подтвердил, что они были выбраны правильно: «Мы всегда строили отношения прежде всего с людьми, которые стоят за логотипом на бирке. В текущей ситуации этот подход очень помог нам: наши партнеры остаются с нами, делятся словами понимания, поддержки и любви, а также стараются поддерживать с точки зрения бизнеса. За последние месяцы коммуникации было столько, сколько, кажется, ее не было за последние несколько лет». Как заметила Ольга Карпуть, есть и противоположные примеры — но они скорее исключение, чем правило: «Есть бренды, с которыми наши отношения только окрепли. Я получала массу поддержки в личных сообщениях и в обход официальной переписки от многих, с кем мы больше 10 лет ведем бизнес. Но проявились и те, кто после веселых вечеров у меня дома и многих обещаний дружбы и любви сменили тон на 180 градусов и стали общаться с нами, как с заключенными, или еще чего похуже. С такими мы, конечно, отношения приостановили. Хотя лично я гнева или неприятия не испытываю совсем».

Многие бренды впервые оказались в России именно благодаря нам. Поэтому у нас с ними прочные и теплые профессиональные отношения, и мы получили огромное количество поддержки

Виктория Веселова
Виктория Веселова Директор по маркетингу концепт-стора Leform

А как насчет новых брендов, например, российских? Может, именно они заменят ушедшие из-за санкций европейские и американские? По этому вопросу наши собеседники снова выступили единым фронтом: новым брендам в их магазинах быть, но «затыкать дыры» ими не станут. Главные критерии отбора — по-прежнему качество вещей и уровень дизайна, а не доступность цены или место производства. «Мое единственное требование к брендам — это талант дизайнера. Страна происхождения никогда не являлась для меня определяющей. Да, мы смотрим корейцев и японцев — впрочем, как и раньше. С российскими брендами, которых я считаю топовыми, работаем тоже. И назначаем потихоньку встречи новичкам. Я всегда открыта новым дизайнерам», — объяснила свою позицию Ольга Карпуть. Того же подхода придерживаются и в Leform: «Новые бренды у нас появляются каждый сезон: мы стараемся расширять ассортимент и регулярно привозить новинки. Процесс поиска новых российских брендов продолжается в обычном режиме, здесь ничего не поменялось. Если продукт нам действительно нравится, то он появляется в нашем ассортименте. Так, например, зимой у нас появился отличный якутский бренд muus, создательница которого вдохновляется этникой Сибири, а прошлым летом — теперь уже любимая нами марка российской ухаживающей косметики DTMSkin».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Peak

Но главное, в чем согласны все наши спикеры: опускать руки категорически нельзя — ведь именно сейчас их работа нужна окружающим больше всего. Пожалуй, мы еще никогда в последние годы не нуждались в красоте так отчаянно, как сейчас. Как подытожила Ольга Карпуть, «Мы не из тех, кто расстраивается и складывает ручки. Я уверена, что нас ждет прекрасное и сильное фэшн-будущее». Как говорила Черная королева из «Алисы в Зазеркалье», теперь придется бежать со всех ног, чтобы просто оставаться на месте. Но все, кто делает моду в России, готовы бежать даже в два раза быстрее, если понадобится.

Мы всегда строили отношения прежде всего с людьми, которые стоят за логотипом на бирке. В текущей ситуации этот подход очень помог нам: наши партнеры остаются с нами, делятся словами понимания

Сергей Танин
Сергей Танин Сооснователь концепт-стора Peak