Костюмы как герои фильма: стиль в новой экранизации «Здравствуй, грусть!» Франсуазы Саган

Разбираем визуальные коды картины
Елизавета Горбунова
Елизавета Горбунова
Старший редактор
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня в российский прокат выходит фильм «Здравствуй, грусть!» — режиссерский дебют писательницы Дурги Чу-Бозе и первая за почти 70 лет полнометражная экранизация одноименного романа Франсуазы Саган. В последний раз культовый для французской литературы текст на большой экран переносил Отто Премингер в далеком 1958 году, пригласив на главную роль тогда еще начинающую актрису Джин Сиберг. Фильм Чу-Бозе, впервые показанный на кинофестивале в Торонто в прошлом году, получил неоднозначные отзывы критиков: одни посчитали, что женский взгляд на историю Сесиль — именно то, чего не хватало экранизации Премингера, другие — назвали картину морально устаревшей, а Хлою Севиньи (по мнению автора этой статьи, главную звезду картины) — мискастом. Впрочем, есть кое-что, на чем сходятся абсолютно все, кто уже посмотрел «Здравствуй, грусть!»: визуальная составляющая фильма — настоящий шедевр. В этой картине красиво буквально все: пейзажи Лазурного берега, интерьеры виллы, в которой разворачивается действие, и, конечно, сами герои. Работа над костюмами была настолько кропотливой и тщательной, что они буквально стали полноправными героями фильма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для тех, кто не читал роман, или читал так давно, что не помнит подробностей, кратко напомним сюжет. Главная героиня — 17-летняя Сесиль в исполнении восходящей звезды Лили Макинерни — проводит лето на Лазурном Берегу вместе со своим отцом-плейбоем Раймоном и его очередной возлюбленной — танцовщицей Эльзой, которая ненамного старше самой Сесиль. Девушка часами плавает в море, дремлет с книжкой в тени деревьев и крутит роман с симпатичным соседом по имени Сирил. Все меняет неожиданный приезд Анны Ларсон — давней подруги покойной матери Сесиль. Она строга, педантична, поэтому ее появление в доме моментально разрушает идиллию его обитателей. Когда Раймон, еще вчера горячо признававшийся в любви Эльзе, внезапно объявляет о желании жениться на Анне, возмущенная резкими переменами Сесиль решает помешать их отношениям, однако в какой-то момент заходит слишком далеко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Своим настроением картина очень напоминает фильм «Бассейн» (причем как оригинальный вариант Жака Дере 1969 года с Роми Шнайдер и Аленом Делоном в главных ролях, так и современный ремейк Луки Гуаданьино под названием «Большой всплеск» с Тильдой Суинтон и Рэйфом Файнсом), где на фоне живописных летних пейзажей средиземноморья разворачивается нешуточная драма человеческих взаимоотношений, которой не суждено закончиться хэппи-эндом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для работы над гардеробом героев Дурга Чу-Бозе пригласила сразу двух профессионалов: роль художника по костюмам исполнила Мияко Беллицци, известная по работе над мини-сериалом «Сцены из супружеской жизни», хитам студии A24 «Хорошее время», «Неограненные алмазы» братьев Сэфди, а кастомные образы для героинь создала дизайнер Синтия Мерхедж — основательница бренда Renaissance Renaissance и полуфиналист LVMH Prize-2024.

Одна из главных задач, которую Чу-Бозе поставила перед Беллицци и Мерхедж — образы героев должны быть вне времени, будто они существуют и в прошлом, откуда к нам пришел роман, и в настоящем, откуда мы смотрим на эту историю сегодня. Да, айфон в ярко-голубом чехле, который Сесиль не выпускает из рук, выдает время действия, однако это, пожалуй, единственный маркер. Именно поэтому гардеробы героинь Мияко Беллицци преимущественно собирала на парижских винтажных рынках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сесиль, по словам самой Беллицци, не слишком интересуется одеждой. Она — девочка-подросток на отдыхе. В ее гардеробе есть олимпийка Adidas, несколько оверсайз-футболок, которые она надевает поверх купальников (кстати, визуально отсылающих к образам Джин Сиберг в первой экранизации), цветные топы, базовые брюки-капри и черные балетки Repetto c бантиками — их она носит буквально со всем. Она прекрасна в первую очередь своей беззаботной юностью, а не тщательным подбором гардероба. Танцовщица Эльза — возлюбленная Раймона — молода, красива и естественна. Она предпочитает простые силуэты, подчеркивающие фигуру, минимум украшений и аксессуаров. Сам Раймон, в исполнении харизматичного Класа Банга, просто выглядит красиво в своих хорошо сшитых брюках и свободных рубашках. То же самое можно сказать и о Сириле. Мужские персонажи в этой женской истории, будем честны, не слишком важны и исполняют скорее фоновую роль.

«Мы не хотели сделать фильм о моде. мы хотели сделать фильм, в котором одежда помогает зрителю понять, кем на самом деле являются персонажи»
Художник по костюмам Мияко Беллицци в интервью Harper's Bazaar

Кто действительно выделяется своими образами, так это Анна. Гардероб, созданный Мияко Беллицци и Синтией Мерхедж для героини Хлои Севиньи, как нельзя лучше подчеркивает ее строгость и аккуратизм. В нем много вещей ее собственного авторства (а точнее, авторства самой Мерхедж), а также винтажа Yohji Yamamoto и Jean Paul Gaultier. Отдыхать у моря Анна — именитый дизайнер из Парижа — приезжает с полным чемоданом безупречных образов. Она носит жакеты, юбки А-силуэта, удлиненные льняные шорты, идеально скроенные рубашки мужского кроя и остроносые мюли на микро-каблуке, дополняя их изысканными серьгами, кольцами и всегда безупречной гладкой прической, даже на пляже. Особенно ярко этот педантичный, выверенный образ смотрится на фоне двух других обитательниц виллы, всегда расслабленных, со спутанными от соленой воды и морского ветра волосами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма
Кадр из фильма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примирить (пускай и ненадолго) таких разных Анну и Сесиль, как ни странно, тоже удается одежде. Они находят общий язык во время сборов на вечеринку в городе. Сесиль надевает воздушное платье кремового оттенка с асимметричной юбкой-баллоном, из-под которой выглядывает нежный розовый тюль. Его для нее сшила Анна, и именно оно становится своеобразным атрибутом ее взросления. Сама же Анна облачается в красное платье в пол, идеально сочетающееся по цвету с ее помадой. «Красный — цвет успеха», — отвечает она на комплимент Сесиль по поводу своего образа. Эти слова героиня запомнит очень хорошо, правда узнаем мы об этом лишь в самом финале.