Рассматриваем невероятные национальные костюмы на фотовыставке «Мир в лицах» и признаемся в любви их автору Александру Химушину

Изучаем мир по кадрам, сделанным фотографом для выставки в ООН, готовимся к поезде в Норильск и разбираемся при чем тут корпорация «Норникель»
Мальчик народа Вахи, Афганистан. Александр Химушин
Мальчик народа Вахи, Афганистан. Александр Химушин
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Папуа-Новая Гвинея, Китай, Индонезия, Монголия, Эфиопия, Австралия, Россия и еще около 80 стран – всего лишь общие черты маршрута, который за последние 12 лет проделал фотограф Александр Химушин, путешествуя по миру. Он отправился в путь, завязав с бизнес-прошлым, когда профессии тревел-блогера еще не существовало. Тем не менее, довольно быстро его страница на ЖЖ начала пользоваться успехом. В самом конце нулевых она открывала подписчикам мир вовсе не с высоты уютных рейсов классом Premier по маршруту «Москва-Дубай» с последующими подробными рум-турами из многозвездных гостиниц – в большинстве случаев героями Химушина становились люди вроде мавританской девочки или пожилой обитательницы племени Консо, одного из старейших народов Южной Эфиопии. К 2014-му таких портретов набралось больше двух сотен и Александр впервые задумался о том, чтобы объединить их в одну серию.

На сегодня в его постоянно пополняющейся коллекции снимки более 100 разных народов мира, потому это собрание можно без оговорок назвать одной из самых больших современных иллюстрированных этнографических энциклопедий. К такому выводу пришли и в ООН, пригласив Химушина в 2018 году принять участие в работе Комиссии по правам человека, как раз готовящейся к 70-летию Декларации защиты прав человека. На одном языке заговорили довольно быстро и уже годом спустя Александру предложили представить свою первую персональную выставку «Мир в лицах» в нью-йоркской Штаб-квартире Организации Объединенных Наций. Как раз в это же время там проходил Постоянный форум по вопросам коренных народов и потому экспозицию увидели все и сразу. Так начались мировые гастроли проекта, уже успевшего побывать в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Там на площади Фонтенуа фотографии Александра Химушина выставлялись наряду с постоянной арт-экспозицией, состоящей из картин Пикассо, Базена, Миро, Тапиеса. А все вместе они образовывали красноречивое посвящение миру во всем мире.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Удэгейская бабушка, Красный Яр, Сибирь. Александр Химушин
Удэгейская бабушка, Красный Яр, Сибирь. Александр Химушин

Последней точкой сборки выставки стала Женева (до 10 декабря). Во Дворце наций, швейцарском отделении ООН, проект снова собрал дипломатов, журналистов и самых обычных зрителей со всего мира. «Отрадно, что открытие выставки в этом году проходит в дни празднования Международного дня защиты прав человека. Это большая гордость и честь для меня», – не скрывал радости Александр после вернисажа. Среди 170 портретов особое место занимает серия снимков, сделанная Химушиным в самых труднодоступных уголках Таймыра. Добраться туда было настолько сложно, что фотографу потребовались силы горно-металлургической корпорации «Норникель». Так «Мир в лицах» обзавелся говорящими портретами долган, нганасан, энцев, ненцев и эвенков. А Александр – единомышленниками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александр Химушин в Совете Европы, Стразбург.
Александр Химушин в Совете Европы, Страсбург.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долго переживать из-за временно закрытых пандемийных границ не стоит. Одной из следующих остановок в плотном расписании выставки «Мир в лицах» значится Россия. Кстати, партнерство Александра Химушина и «Норникеля» оказалось настолько продуктивным, что скорее всего проект обоснуется не в одной из стерильных московских галерей, а в одном из северных городов вроде Норильска или Дудинки. Повод наконец побывать в Красноярском крае? Без преувеличения это он. Тем более, большинство снимков вдохновляют удариться в самые решительные эксперименты с «народными» вещами вроде объемных меховых пальто, шерстяных балаклав, расшитых платков и самых теплых на свете ботинок в стиле après-ski, которые наконец будут выглядеть уместно без каких-либо модных компромиссов.