Найти пулю, стать сталкером: 5 причин увидеть выставку «Великая пустота»

Рассказываем о главных работах и участниках проекта
Вита Буйвид. Без названия. Из серии «Вещдок», 2013
Вита Буйвид. Без названия. Из серии «Вещдок», 2013
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обнуление, уход в пустоту, в Сверхничто — возможно, единственный выход в новом пути. В декабре Фонд Ruarts открыл групповую выставку работ художниц разных поколений и эстетических убеждений, объединенных рефлексией о пустоте. С одной стороны, авторы изучают феномен пустоты с позиции протеста, страха, непонимания, потери, с другой ­– максимальной потенции, чувства утешения и бесконечности, связанного с неиссякаемой женской энергией. Разнообразие художественных практик указывает на возможность и даже необходимость противоречий, острых углов, разных сценариев и их концовок. На этом же принципе построена общая топография проекта: каждый выставочный этаж предлагает свою интерпретацию пустоты. Вместе с Надеждой Цветкович, руководителем научного отдела фонда, мы нашли минимум пять причин увидеть проект воочию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Найти пулю

Таус Махачева. Пуля, 2010
Таус Махачева. Пуля, 2010
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из центральных мотивов выставки становится мотив времени – его неизбежное утекание и столь же неизбежная необходимость помнить. 4 этаж, ­по логике куратора Анны Журбы, стал отправной точкой духовного путешествия. Все предметы здесь имеют «вес»: и оставленная на стуле мраморная майка Елены Артеменко, и зажатые в клетке звери на графике Ольги Чернышевой, и загипсованные крепдешиновые платья Виты Буйвид — но выстрел в видео Таус Махачевой «Пуля» моментально разрывает пространство. Найти пулю ­– метафора бессмысленного и в то же время беспощадного акта насилия, оставляющий дыру, уродливый отпечаток агрессии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Услышать пение исчезнувших птиц

Оля Кройтор. Из серии «Лишние»
Оля Кройтор. Из серии «Лишние»
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В нашем восприятии природа часто банализируется: мы воспринимаем ее как должное и небрежно обращаемся с окружающей средой. Инсталляция «Утренний хор» Кати Исаевой – запоздавший протест против обмеления смысла, призванный сообщить ценность цветам, птицам, человеку. Птицы не улетели, они вымерли в результате человеческой деятельности, а их голоса мы можем услышать теперь лишь на архивных записях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Катя Исаева. «Утренний хор», 2018-2022
Катя Исаева. «Утренний хор», 2018-2022
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Оля Кройтор усиливает тему исчезновения и невосполнимой потери в тревожной серии работ «Лишние». На одном из снимков — смятые простыни на постели как след недавнего присутствия человека, ставшего лишним. Сама неосязаемость или невидимость предмета придает ему особую силу.

Стать сталкером

Алиса Горшенина. Наличник из серии «Русское инородное», 2020
Алиса Горшенина. Наличник из серии «Русское инородное», 2020
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современное искусство часто обвиняют в том, что оно удерживает информацию и не дает четкого объяснения, но этим оно позволяет зрителю пережить более сложный и ценный опыт, менее пассивный, чем просто чтение подробных экспликаций. Зрителю необходимо самому соединить все точки и оказаться лицом к лицу с неизвестным, стать пытливым сталкером. «Русское инородное» Алисы Горшениной – проект-состояние. Для художницы связь с родной деревней Якшина — не удобная и ни к чему не обязывающая любовь к малой родине, а сложный процесс узнавания, заботы и сопротивления забвению. На фотографиях Алиса с почти кукольным лицом и красными «витальными» лентами в волосах осваивает пустоту, обживает и украшает покинутые дома. Многочисленные «глаза» заставляют смотреть и видеть.

Черно-белая графика серии «Темный лес» Таисии Коротковой раскрывается взгляду постепенно, и, повинуясь логике сталкерских рассказов, зритель блуждает, рассматривая загадочные постройки, и обнаруживает артефакты, которые, как тропинки, уводят от основного сюжета выставки к параллельным историям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прокричать «Я здесь!» с художницей Лизой Бобковой

Лиза Бобкова. «Я здесь», 2021
Лиза Бобкова. «Я здесь», 2021
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Декларативное видео Лизы Бобковой, снятое в огромном песчаном карьере зимой 2020 года, поднимает важную тему осознания значимости каждого из нас. Наедине с собой она может отдаться своим эмоциям и быть настоящей. Она не пытается играть, безвыходная ситуация не позволяет этого делать, эмоции естественны и правдивы. Мы видим борьбу и сопротивление, надежду на спасение, максимальное проявление себя и обретение собственного голоса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В пустоте обрести надежду

Таня Ахметгалиева. «Клото»
Таня Ахметгалиева. «Клото»
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Знаменитое эссе Вирджинии Вулф «Своя комната» рассказывает об острой необходимости художника в пустом пространстве. Виктория Мухонько в видео «Комната» провела взаперти 24 часа, заполняя собой, своими мыслями и снами пустую комнату. Целью перформанса Виктория ставила возможность спастись от «загрязнений» и шума внешней среды, интернета и услышать собственный разум. Философская работа «Compossibilities» Ольги Чернышевой со стаей голубей, мирно заполнивших пустые клетки, фиксирует, что самая жесткая конструкция может стать домом, местом обретения силы. Завершающей точкой, собирающей идеи выставки в единое целое – проект «Клото» Татьяны Ахметгалиевой. Подобно античной богине по имени Клото, прядущей нить судьбы, каждый человек вправе самостоятельно выбрать путь «ИЗ» или «В» пустоту.