5 фламандских художников, которых нужно знать
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/655/6556a2ce8e3ed9370b63b33e0a017c54_cropped_510x340.webp)
Знали ли вы, что один из известных фламандских художников – женщина? Что многие работы и по сей день ошибочно считаются копиями известных мастеров? Об этом и многом другом можно будет узнать на выставке «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» в Подмосковном музее «Новый Иерусалим» до 14 мая 2023 года. Мы расскажем о пяти главных фигурах этого периода, которых можно увидеть на выставке.
Питер Пауль Рубенс
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/369/369d060563db3b2f2cf7598259b2c465_cropped_510x656.webp)
Своим творчеством представляет едва ли не всю фламандскую школу, вырастая даже за ее границы по всему западноевропейскому искусству XVII века. Он писал для княжеских и королевских дворов не только Антверпена, но и Мадрида, Парижа и Лондона. Будучи самым выдающимся художником своего времени, по мнению современников, Рубенс не только был основоположником стилистического своеобразия фламандской живописи, но и довел до совершенства методики мастерских. Как это было широко распространено в творческой практике Рубенса, перегруженный заказами, сам маэстро, исполнив предварительный эскиз, поручал работу над картиной ассистентам, оставляя за собой исполнение наиболее ответственных деталей и корректировку живописи на завершающем этапе создания произведения. Одним из хрестоматийных примеров можно назвать «Коронование Роксаны Александром Македонским» Питера Пауля Рубенса и мастерской из собрания Владимира Некрасова. Картина иллюстрирует один из самых популярных сюжетов в классическом западноевропейском искусстве. Работа впервые представлена вниманию широкой публике в России на выставке в музее «Новый Иерусалим».
Якоб Йорданс
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/b68/b68e46eb7b5bdccacd1b029226ab40ca_cropped_510x659.webp)
Работа «Мелеагр и Аталанта» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств принадлежит кисти еще одного выдающегося живописца Якоба Йорданса. Долгое время картину считали копией. Однако, в 2013 году в нижней части полотна была обнаружена подпись автора. Будучи последователем Рубенса и Ван Дейка, Йорданс после их смерти стал ведущим художником Фландрии. О популярности художника свидетельствует тот факт, что после обращения в протестантизм, католическая церковь продолжала быть его активным заказчиком. Монументальные фигуры на полотнах Йорданса обладают спокойным достоинством. Художник часто имитировал Рубенса, обращаясь к мифологическим сюжетам и изображениям нимф и сатиров. Смотря на его картины, создается впечатление, что Йорданс выполнял роль внимательного наблюдателя жизни людей, воплощающих собой исконно фламандское жизнелюбие.
Франс Снейдерс
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/2f1/2f1eefc6852a7bb5e610848d7c56d115_cropped_510x358.webp)
Франс Снейдерс, чей «Натюрморт с устрицами и куропатками» из Международного института антиквариата БСИИ ASG в Казани также представлен на выставке, тесно сотрудничал с Рубенсом. Снейдерс в своем творчестве ограничивался преимущественно натюрмортами. Самые обычные на первый взгляд предметы на картинах художника наделяются им необыкновенной силой и одухотворенностью. Это ранняя работа автора перенасыщена изображениями птиц, устриц, хлеба и других «говорящих» символов, указывающих на разнообразие человеческой жизни во всех проявлениях фламандской живописи, пробуждая у зрителя вкусовые и обонятельные ощущения. В правом верхнем углу можно увидеть необычной формы предмет. Ученые долгое время не могли понять, что же именно изобразил автор. На первый взгляд, можно подумать, что это глиняный сосуд с крышкой. Но одним из открытий выставки стало и то, что искусствоведы выяснили, что это типичный голландский пирог, начинку которого Франс Снейдерс умело изобразил на доске.
Йоанна Вергаувен
Джентельменский фламандский набор разбавила единственная картина художницы и арт–дилера Йоанны Вергаувен «Видение Святого Игнатия Лойолы» из музея–заповедника «Архангельское», куда она попала из собрания князя Юсупова. Йоанна Вергаувен – дочь антверпенского художника-декоратора – была одной из немногих, чьи работы воспринимались с мастерами мужского рода на равных, несмотря на ограничения на доступ женщин к художественному образованию. Примечательно, что вплоть до начала XX века картина приписывалась самому Тинторетто. Известно также, что она создавала копии работ Рубенса и Ван Дейка.
Николас Каве
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/88b/88bd6cd85cc9e21b5096e498b101b897_cropped_510x318.webp)
Огромной научной ценностью обладает единственная идеально сохранившаяся до нашего времени открытая подписная картина «Сокол и битая птица» антверпенского натюрмортиста Николаса Каве. Будучи уникальным образцом творчества художника, «охотничий» натюрморт может служить эталоном, позволяющим в будущем выявить и другие работы мастера. Николас Каве был одним из главных учеников знаменитой художницы Клары Петерс, самой известной художницы той эпохи, чьи работы крайне редко встречаются на аукционах в наши дни. Ловчий сокол с переливающимися перьями гордо подпирает куропаткуолицетворяет торжество добродетели. Примечательно, что фамилия художника содержит скрытый нравоучительный смысл: буквально она означает призыв к бдительности: Cave! (лат. «Остерегайся!»).