Что означает цвет в палитре художника?

Или почему цвет — это язык, который говорит больше слов
Анри Матисс – Танец (II), 1910 год
Анри Матисс – Танец (II), 1910 год
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие отсылки и мифы зашифровывал автор через краски в своих работах? А главное, зачем? Попробуем разобраться в этих вопросах вместе с основательницей образовательного проекта masters Полиной Бондаревой.

Говоря о современных художниках, мы часто переосмысляем их картины через призму кураторских текстов, не обращая большое внимание на цвета и сочетания, как это делали во времена импрессионистов, авангардистов, кубистов. Позже на первый план выходит форма, концепция, а содержание раскрывается посредством других инструментов. Рассмотрим, к примеру, цифровое искусство, где суть произведения не только в цветовых решениях, а в приеме, методе. Но обо всем по порядку.

Раньше цвет играл ключевую роль в работах представителей художественных школ. Через анализ цвета мы могли датировать работы по составу красок или отличить одно художественное течение от другого, от воспроизведения символов и цветов в семантике средневековых образов до передачи именно цветовыми приемами желаемого результата: раньше цвет и сам был инструментом передачи замысла художников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но говоря о самых ярких представителях ХХ века, для которых цвет стал и формой репрезентации и содержанием, воплощающим новые концепции в истории искусства, хочется начать с художника, чей творческий путь и делился на периоды, состоящие из разных цветов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пабло Пикассо – Женщина с чёлкой , 1902 год (слева); Сидящая обнаженная, 1905 год (справа)
Пабло Пикассо – Женщина с чёлкой , 1902 год (слева); Сидящая обнаженная, 1905 год (справа)
Балтиморский художественный музей, Балтимор/ Музей Пикассо, Париж

Пабло Пикассо начал писать в 1901 году с приглушенных цветов и ограниченной палитры синего оттенка, которые воплощали период меланхолии и романтизма художника. Но через три года Пикассо начал добавлять розовые и оранжевые элементы, а ведущей темой стал цирк. Однако в «розовом периоде» остался лейтмотив «голубого», а именно — человеческие истории, сопровождающие каждый образ на полотне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Друг и одновременно соперник Пикасо, Анри Матисс, вошел в историю благодаря умению передавать эмоции через форму и цвет. «Я хочу, чтобы цвет на моих полотнах пел, не считаясь ни с какими правилами и запретами», — говорил Анри Матисс. Он известен всему миру как великий исследователь цвета: для него цвет был возможностью передать весь спектр эмоций и стал художественным языком, на котором он говорил со зрителем. Цветом он стремился выразить не действительность, а состояние, образ и чувства. Например, вершиной мастерства Матисса можно считать картину «Танец». Всего три цвета формируют ритмичное, энергичное произведение, которое будто движется. Это стало новым словом в передаче движения через палитру красок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без сомнения, одним из самых радикальных примеров работы художника с цветом стала картина Малевича «Черный квадрат», где черный выступает символом небытия, первозданной тьмы из которой возникло все. Черный квадрат стал началом супрематизма — направления в живописи, которое перевернуло все представление о работе с самим цветом, теперь цвет это не художественный прием, а сама концепция. Художник назвал супрематизм новой религией. Важно, что на выставке его картина висела вверху в «красном» углу, где по традиции размещают икону.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Казимир Малевич – Белое на белом, 1918 год
Казимир Малевич – Белое на белом, 1918 год
MoMA, Нью-йорк
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После «Черного квадрата» Малевич пишет картину «Белое на белом», которая стала вершиной беспредметной живописи. Но не все разделяли идеи Малевича, а один из лидеров художественного авангарда Александр Родченко вошел в диалог с художником и написал ответ на «Белое на белом» — картину «Черное на черном». Родченко развивал идею о новом искусстве, вдохновленном изобретениями науки и техники. Для своей работы художник впервые воспользуется нетипичными для того времени инструментами — циркулем, валиком, линейкой.

Одним из самых известных художников, имя которого навсегда останется в ассоциации с синим, Ив Кляйн. К своему легендарному синему Ив Кляйн пришел не сразу. Сначала он создавал монохромные работы, используя оранжевый, желтый, красный. Публика их не принимала. И тогда Ив Кляйн обратился к синему. . В поисках нужного оттенка он изобрел собственный цвет, который позже запатентовал — International Klein Blue. Художник связывал этот цвет с нематериальными ценностями, которые находятся за пределами того, что можно увидеть или потрогать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ив Кляйн – Антропометрия, ок, 1960 года
Ив Кляйн – Антропометрия, ок, 1960 года
Yves Klein Estate/Artists Rights Society (ARS), New York
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если Матисс стремился выразить через цвет движение, для Малевича черный стал религией, то для Ротко картина сама по себе и была опытом. Еще в начале творчества художник понял, что больше не хочет изображать человеческие фигуры — по его словам, они не могли выразить человеческие эмоции. И тут он прибегает к содержанию через цвет, но не посредством разнообразной палитры, а через сам эффект цвета, одним из самых важных произведений Марка Ротко — серия картин в капелле в Хьюстоне: глубокие, темные полотна. Они буквально поглощают во тьму и, как говорят, наиболее точно иллюстрируют пословицу «Самый темный час — перед рассветом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одним революционером, в чьем творчестве цвет сыграл важную концептуальную роль, был Пит Мондриан. Он упростил формы до горизонтальных и вертикальных линий. Получившиеся прямоугольники художник заполнял основными цветами палитры. Так он представил свое ощущение мира в виде противоположностей. Этот прием сделал художника узнаваемым с первого взгляда.

Пит Мондриан – Композиция №2 с желтым, красным и голубым, 1927 год
Пит Мондриан – Композиция №2 с желтым, красным и голубым, 1927 год
christies
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этой подборке мы впервые говорим не только о полотнах, но еще о скульптуре. Аниш Капур работает с огромными формами и сплошными цветами. В 2016 году художник получил эксклюзивные права на использование вещества Vantablack, которое имеет самый черный цвет в мире — оно поглощает 99% света.

Как видите, цвет может стать самой формой, содержанием, методом передачи эмоции, движения, концепцией, самой религией в творчестве художника. Именно цвет является первым и самым важным средством выразительности для любого автора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже сегодня, рассматривая множество работ на ярмарках современных художников, керамистов, графиков, первое, на что мы обращаем внимание, и есть цвет и его сочетания. Для меня, цвет является важнейшей формой передачи эмоции, творческого замысла, сочетания, техника. Даже цифровое искусство может сочетать в себе самые разные интонации именно благодаря выбранным оттенкам и полутонам. Для каждого он свой, но именно через цвет происходит наше знакомство с автором, а уже далее с методом и его концепцией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Аниш Капур – Horizon Shadow, No. 09, 2010 год
Аниш Капур – Horizon Shadow, No. 09, 2010 год
Галерея Marlborough London, Лондон