«Это возможность завязать диалог с городом»: молодые художницы о паблик-арте

В Москве открывается IV биеннале уличного искусства АРТМОССФЕРА, в рамках которой при поддержке ЦСИ Винзавод центр Москвы на два месяца украсят скульптуры и муралы современных художников
«Это возможность завязать диалог с городом»: молодые художницы о паблик-арте

The Symbol узнал у трех участниц, как они работают с пространством, какой видят Москву и что покажут на фестивале. А художница Вера Рейнер специально для The Symbol создала иллюстрации с авторской интерпретацией проектов для Биеннале.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Динамическая скульптура «Перед Меланхолией»

Мария Боковня

Мое желание заниматься паблик-артом появилось после того, как я начала работать с инсталляциями, мне всегда нравилось в них то, что становятся частью окружающего пространства. В каком-то смысле это манипулятивный вид искусства, создающий уникальные контексты. Моим первым паблик-артом стала инсталляция-витрина для гамбургского фестиваля современного искусства Алтонале, в рамках которой я работала с темами консьюмеризма и современного натюрморта. Другой важной работой стал абстрактный мурал, который я делала во время локдаунов. В Германии были очень жесткие ограничения, я столкнулась с проблемой изоляции и невозможностью коммуницировать со зрителем напрямую, что и выразила в своей работе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вера Рейнер
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я работаю в различных техниках и много экспериментирую с различными материалами. Не только идея создает форму. Кинетика больше взаимодействует с окружающей средой и зрителем, с помощью света легко изменять пространство и атмосферу, технологии дополняют реальность и расширяют ее. Для меня при работе с пространством интересно делать вызов реальности, создавать чувство диссонанса. «Перед Меланхолией» — одна из самых эмоциональных моих работ. Мне хотелось выразить в этой абстрактной композиции весь спектр сильных эмоций. Но важно было подытожить, что в какой-то момент придет успокоение. Иногда важно говорить о чувствах, о которых не всегда удобно высказываться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инсталляция из металла «Мурмурация»

Мария Смородина

Я всегда хотела создать проект, который был бы доступен большему количеству зрителей, чем посетителям галлерей. Для меня это возможность завязать диалог с городом, как с живым организмом, стать такой генетической «мутацией» пространства, которая направит его эволюцию во что-то позитивное. В основном я работаю с инсталляциями и использую материалы в контексте идеи каждой работы: это могут быть кости, фигуры из бумаги, пластиковые игрушки, видео. Мой объект для Биеннале — один из бесконечного количества вариантов, кем мы можем стать спустя сотни лет. Кстати, у меня социологическое образование, и тема социума для меня всегда была невероятно важной. Для меня городские пространства — это не «среда обитания» социума, это и есть социум.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вера Рейнер

Кинетическая скульптура «Red mobile»

GAYA SOFO

Паблик-арт работает на неподготовленного зрителя, вырывает из обыденности и привычной городской среды, трансформирует пространство. Одна из моих первых паблик-арт работ была не совсем в городской среде, это был ледяной ленд-арт объект для фестиваля в Великом Устюге. Для ледяных заготовок мы использовали пластиковые стаканы, заливали их водой, ждали пока застынут и параллельно по кирпичику строили дом. Получился сказочный объект, как будто сплетенный из ледяного кружева. Как только морозы спали, объект растаял под лучами солнца - и в этом тоже была концепция. Для ВДНХ я создавала поле с зеркальными бабочками, торчащими из земли на тонких прозрачных стойках, из-за чего было ощущение, что они парят в воздухе, немного раскачиваясь на ветру. Интересно было наблюдать за реакцией людей, в них пробуждалось что-то детское: они улыбались, заглядывали в отражения, раскачивали бабочки во все стороны, но потом заигрались и все переломали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вера Рейнер

Мне как архитектору по профессии, интересно пробовать самые разные материалы, изучать их свойства, работать с игрой света, кинетикой. Мой объект для Биеннале — большой красный мобиль. Думаю, посетителям интересно будет понаблюдать над хрупким и одновременно устойчивым балансом металлической конструкции, висящей высоко над головой, с которой будет заигрывать ветер и солнце. Можно почувствовать себя малышом в колыбели, созерцающим кружащиеся красные круги.