РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Юрий Смекалов о балете Infinita Frida

«Это история молодой художницы, для которой палитра красок и есть судьба», – говорит Юрий Смекалов о своем балете Infinita Frida, посвященном Фриде Кало. О премьере, которая 5 и 6 июля состоится в Санкт-Петербурге, хореограф рассказал в интервью для TheSymbol.ru.
Юрий Смекалов о балете Infinita Frida

Первая встреча балета Infinida Frida c публикой произошла в 2013 году: тогда постановка Юрия Смекалова, посвященная творчеству великой художницы Фриды Кало собрала абсолютный аншлаг на двух премьерных показах в Мексике. Кроме того, она получила распространение на государственном телевизионном канале и еще в двух театрах страны, где велась прямая трансляция. Балет был создан при поддержке правительства, которому очень понравилась идея фонда, основанного Элизой Каррильо Кабрера – примой Государственного берлинского балета, послом культуры Мексики в мире и членом Международного танцевального совета ЮНЕСКО. Кроме официальных причин появления Infinida Frida были и сугубо личные: Элиза Кабрера в детстве жила неподалеку от дома Кало и так восхищалась личностью художницы, что взяла ее за образец мужества и вдохновения в своем творчестве. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По стечению обстоятельств отношением Элизы к Фриде проникся и Юрий Смекалов – солист Мариинского театра (с 2008 года и по сей день), а также опытный хореограф-постановщик, чьи работы принимают лучшие площадки Санкт-Петербурга и других культурных столиц мира. Его одноактные балеты «Предчувствие весны» и «Завод "Болеро", дебютировавшие в 2010 году на сцене Мариинского театра, двухактный балет для детей "Мойдодыр", поставленный для Большого театра два года спустя, а также более поздние работы Intensio и "Камера обскура" – лишь часть творческой биографии молодого балетмейстера. Об одном из самых дорогих сердцу балетов – Infinida Frida – и других интересных проектах Юрий поведал нам накануне премьеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О чем бы Вы хотели рассказать тем, кто смотрит балет, но не занимается им профессионально?

Очень сложно об этом говорить коротко, но если постараться, то: балет – это возможность одновременно чувствовать искусство всеми органами человеческого восприятия. Послевкусие от хорошего спектакля будет некоторое время преследовать даже неискушенного зрителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой сценический образ Вы могли бы назвать Вашей «второй кожей»?

Как артист-профессионал я стараюсь, чтобы каждая моя роль попадала под такое определение. Моя цель – убедить зрителя в подлинности персонажа, лишить публику желания рассматривать люстру во время сценического действия.

Почему Вы решили попробовать себя в качестве постановщика и в своем первом одноактном балете отвечали не только за хореографию, но также за либретто и музыкальную партитуру?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Думаю, мною двигал юношеский максимализм. Что касается постановочной работы, ее я начал осваивать в двадцать лет, после травмы, которая оказалась несовместимой с балетом. Без него я не мог представить своей жизни.

Фото: Александр Гуляев

У Вас большой опыт в постановке номеров для фигуристов, в том числе для Евгения Плющенко. В чем для Вас заключаются главные различия танцев на льду и балета, и что у них общего?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В обуви. Шучу. А если серьезно, то – в цели. Фигурное катание – спорт, а, значит, цель – победа. Спортсмен является последним рубежом в ее достижении, следовательно, вся команда работает на спортсмена. В авторском балетном театре, зачастую, артист – средство выражения замысла художника. В хореографическом искусстве у танцовщика есть возможность стать самостоятельной творческой единицей, показать всю широту своего диапазона: от классики до модерна. Тут и появляется желание сравнить возможности исполнителей. Но медалей за это не выдают, поэтому цель у артиста балета – творческая самореализация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ваше творческое объединение «Музыка Искусство Танец» дает возможность поставить балет любому желающему. Расскажите о самых интересных идеях и участниках проекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Творческое объединение находится в начале своего пути. Я надеюсь, что он будет долгим и интересным. Большое счастье, что мне выпало работать с прекрасным современным композитором Александром Маевым, чьи работы – настоящее открытие для балетного искусства. Молодой и талантливый художник Елисей Шепелев впервые продемонстрировал себя в одноактном балете Intensio. Мне довелось работать с Владимиром Шкляровым – одним из лучших артистов балета в мире. Элиза Кабрера, прима-балерина «Штатс Балет Берлин», исполняет главную партию в балете Infinita Frida. Ее уникальность можно оценить, посмотрев спектакль. На мой взгляд, она безгранично талантлива. Творческое объединение MAD Company дает новые возможности не только хореографам, но и композиторам, художникам, артистам и даже театрам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему двухактный балет Infinita Frida «ехал» в Россию так долго? Его премьера в Мексике состоялась два года назад.

Реализовать проект полноценного спектакля очень нелегко, тем более, что форма интернациональной антрепризы в балетном мире практически невозможна из-за больших рисков и затрат. Вот почему самостоятельная реализация балетного спектакля убыточна. Нужно найти средства для проката хотя бы двух спектаклей. И на это ушло два года.

Чем обусловлен выбор площадки для премьерных показов? Почему не Мариинский театр?

Мы планировали, чтобы премьера спектакля в России совпала с днем рождения Фриды Кало (6 июля). Как раз в это время в Мариинском театре проходит фестиваль «Белые ночи», программа которого составляется заранее. А в Александринке начинается отпуск. На мой взгляд, его сцена идеальна для нашего спектакля. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фото: Валентин Барановский

Когда этот спектакль смогут увидеть московские зрители?

Я очень надеюсь, что у нас появится возможность привести балет в Москву в новом сезоне. В столице проходит огромное количество различных фестивалей, и мне кажется, что формат подходящий. Очень важно, чтобы спектакль шел как можно чаще. Двухлетний перерыв – это длительный перерыв, балет приходится учить заново.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как Вы видите искусство Фриды Кало и возможные способы его постановки?

Лично для меня художественный мир Фриды – это совмещение красоты, боли, нежности, страданий и безграничной любви к жизни в каждой картине. В одном из своих высказываний Фрида вполне раскрывает суть своего творчества: «Считают, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность». Спектакль рассказывает не только о Фриде. Это история молодой художницы, для которой палитра красок и есть судьба.

Этот год отмечен для Вас тремя крупными балетными премьерами: «Испанские миниатюры», «Орфей и Эвридика» и номером Who is my Shadow?, который Вы поставили для молодых американских звезд. Что дальше?

Не могу назвать эти премьеры «крупными», но все же каждая для меня значима. В следующем сезоне планируется несколько масштабных работ. Но они пока держатся в секрете. Я расскажу о них позже.

Афиша балета Infinita Frida. Фото: Олег Зотов
Загрузка статьи...