Майские в Москве: лучшие выставки месяца

От шедевров до экзотики: портреты английской знати в Третьяковке, «Олимпия» в ГМИИ им. Пушкина, авангардисты в Еврейском музее, живопись Таджикистана в Музее Востока и другие выставки, которые нельзя пропустить в мае.
Майские в Москве: лучшие выставки месяца

«Олимпия» Эдуарда Мане из собрания Музея д'Орсэ

ГМИИ имени А.С. Пушкина, 19 апреля — 17 июля

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бесстыдно глядящая на зрителя куртизанка в позе богини «Венеры Урбинской» Тициана потрясла критиков Парижского салона 1865 года: они разгромили картину Эдуарда Мане, обеспечив ей скандальную славу.
Увидеть «Олимпию» своими глазами можно в ГМИИ имени Пушкина в окружении других заметных женских образов из коллекции музея: «Дама за туалетом» (нач. 1520-х) ученика Рафаэля Джулио Пиппи, по прозвищу Романо, «Королевы» Поля Гогена (1895) и скульптуры Афродита Книдская Праксителя (копия римского времени с оригинала 350 до н.э.). «Королева» Гогена является одной из многочисленных последовавших за «Олимпией» аллюзий на картину: таитянка непринужденно повторяет позу Венеры-куртизанки.

Эдуард Мане. Олимпия. 1863
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Василий Кандинский. Контрапункт: «Композиция VI — Композиция VII». К 150-летию художника

Государственная Третьяковская Галерея на Крымском Валу,13 апреля — 13 июня

Красочные крупноформатные полотна основоположника абстракционизма Василия Кандинского располагаются в Третьяковке «лицом к лицу». «Композиция VI» входит в коллекцию Эрмитажа и последний раз эскпонировалась вместе с «Композицией VII» из коллекции Галереи 27 лет назад.
Рекомендуем совместить с походом через дорогу в Парк Горького: в атриуме «Гаража» до 31 августа высится собранная специально для музея зеленая инсталляция-лабиринт «В нашем дворе» нью-йоркского художника Рашида Джонсона.

В.В.Кандинский. Композиция VII. 1913

До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев

Еврейский музей и центр толерантности, 8 апреля — 10 июня

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Редкий шанс увидеть (скорее всего, в первый и последний раз) работы Малевича, Шагала, Гончаровой и других авангардистов из коллекций региональных музеев 19 городов — в том числе из Краснодара, Тулы, Ярославля, Саратова и Архангельска.
Выставка в Еврейском музее охватывает яркий период становления русского авангарда (1900-1918 год) и интересна так называемой «шпалерной развеской» — техника, по которой экспонировали полотна в крупных русских музеях конца 18 века: картины занимают почти всю стену.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Малевич К. С. Городок

Краски рая: Живопись Таджикистана из частной коллекции

Музей Востока, 15 апреля — 9 мая

Возможно, у вас нет вообще никакого представления о живописи Таджикистана. Расширить кругозор рекомендуем в особняке Музея Востока на Никитском бульваре. Внезапно, но колоритно: шестьдесят картин художников Душанбе советского и постсоветского периода с изображенными на них сиреневыми горами, полыхающими цветом полями, смуглыми красавицами в узорчатых туниках и экзотичными гиджаками (национальные музыкальные инструменты) обычно хранятся под замком в частной коллекции Председателя Третейского суда строительных организаций Москвы, мецената и коллекционера Юлии Вербицкой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Зухур Хабибуллаев. Гиджак. 1990

«В Вашей картине правда»: круг художников Ермоловой

Дом-музей М.Н. Ермоловой, 7 апреля — 10 мая

Серов, Левитан, Коровин и другие художники-современники великой театральной актрисы Марии Ермоловой, со многими из которых она была знакома лично, представлены на выставке из частных собраний и обширной коллекции театрального музея им. А.Бахрушина, филиалом которого является дом-музей актрисы.
Ермолова любила творчество передвижников, поэтому в экспозиции много пейзажей и бытовых сцен, но есть и портреты, и эскизы к тетральным декорациям. Разделить вкусы актрисы можно на третьем этаже Дома-музея М.Н. Ермоловой до 10 мая.

В.А. Серов. Портрет княгини Зинаиды Юсуповой. 1903.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Борщ и шампанское

ММОМА на Гоголевском бульваре, 10, 7 апреля – 5 июня

Наваристый контент экспозиции с празднично-похмельным названием отобран из частного собрания основателя галереи «Риджина» и аукциона Vladey Владимира Овчаренко и сводится к тезису «современное искусство без границ».
Неоновые вывески про секс от эпатажной британки Трейси Эмин соседствуют с псевдо-советским наивом российского дуэта Дубосарский-Виноградов, бронзовые скульптуры-сосиски австрийского скульптора Эрвина Вурма с малоформатной графикой Павла Пепперштейна, мозаика по мотивам Кавказской пленницы Конастантина Зведочетова — с комиксами от Ричарда Принса. И так далее.

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Снег. 2005
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной Портретной Галереи, Лондон

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском, 23 апреля — 24 июля

Сорок девять портретов выдающихся британцев — от королевы Елизаветы I, политика Оливера Кромвеля и Уильяма Шекспира до писателя Джерома К. Джерома, капитана Кука и куртизанки Китти Фишер — на выставке-подарке от Лондонской Национальной Галереи. Точнее, выставке-бартере в рамках культурного обмена между Россией и Великобританией: в туманный Альбион отчалили, в свою очередь, шедевры русского портрета из собрания Третьяковской Галереи.

Маркус Герартс Младший. Портрет Елизаветы I (Портрет из Дичли). Oколо 1592