Архитектурный гид по Москве: 6 историй о городе и его знаменитых жителях
![Юлия Хлынина и Альбина Вахитова на крыше Театра Моссовета во время съемки серии фестивальной программы BALKON Юлия Хлынина на крыше Театра Моссовета во время съемки серии фестивальной программы BALKON](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/5aa/5aad7738e58b3bcf25e809966d1d66fd_cropped_510x340.webp)
Многое изменилось в театре за последний год, неизменным для театрального фестиваля «Москва глазами инженера». По просьбе The Symbol главные знатоки городской архитектуры составили гид по самым интересным локациям летнего «Балкона». 6 зданий — 6 увлекательных историй о Москве.
Дом Наркомфина
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/1c0/1c02aec45832898affe94db76b9798c3_cropped_510x765.webp)
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/ca4/ca4fcbcb19f846f13bdf793a01612079_cropped_355x533.webp)
В этом здании соединились смелые и романтические идеи о перестройке быта граждан в молодом Советском государстве 1920-х, эстетика архитектурных решений и одна из самых бережных реставраций последних лет. Все чаще в соцсетях встречаются фотосессии на фоне этого здания, герои которых даже не догадываются о его значимости для истории мировой архитектуры. Просто это модно и стильно.
Жилой дом для сотрудников народного комиссариата (министерства) финансов СССР построен в саду бывшей усадьбы Шаляпина на Садовом кольце. Проект был подготовлен архитектором Моисеем Гинзбургом как «дом переходного типа», который будет учить обитателей отказываться от личного пространства в пользу коллективного питания, отдыха, труда. Для экономии пространства и стройматериалов квартиры здесь сделаны двухуровневыми, а на 6 жилых этажей приходится только два коридора. Теплый надземный переход соединяет жилой корпус с коммунальным, где должны были разместиться библиотека, столовая, спортзал.
Дом представляет собой точное железобетонное воплощение новейших принципов авангардной архитектуры: колонны-опоры вместо первого этажа, ленты остекления, плоская эксплуатируемая кровля, свободные фасад и планировка.
Театр Моссовета и Сад Аквариум
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/5ca/5cab069b83e46d000fdb68155928316a_cropped_510x326.webp)
Территория будущего сада Аквариум во второй половине XIX века оставалась одним из немногих участков на Садовом кольце, еще не занятых жилой застройкой. Производственные помещения и бывшие огороды Новодевичьего монастыря обрели новую судьбу в 1890-е годы.
Здесь проходила Электрическая выставка, а потом им поочередно владели различные коммерсанты, включая антрепренеров (театральных продюсеров) Михаила Лентовского и Шарля Омона. Здесь было устроено, как сегодня бы сказали, общественное пространство, где публика гуляла среди зелени, могла посетить летний театр и даже полетать на воздушном шаре.
На месте старого «зимнего» театра сада к 1959 году было выстроено здание для театра имени Моссовета. Оно было закончено в эпоху хрущевской борьбы с излишествами в проектировании и строительстве, поэтому вполне классический фасад с треугольным фронтоном оказался почти лишенным декора.
Круглый дом на улице Довженко
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/3ae/3aecc27a850f290d316569492d4d8edc_cropped_510x287.webp)
К 1970-м годам стали ощущаться последствия массового типового жилищного строительства, которое велось индустриальными методами. Новые «спальные» районы советских городов становились похожими друг на друга, что нашло отражение даже в знаменитом новогоднем фильме Эльдара Рязанова.
Архитекторы старались разнообразить среду простыми и доступными средствами. Например, Евгений Стамо (сложившийся как зодчий еще в эпоху послевоенной сталинской пышности) предложил из типовых девятиэтажных секций-подъездов выстроить дом в форме круга. Это потребовало дополнительных вставок из монолитного железобетона, но позволило создать обширный внутренний двор, чего так не хватало микрорайонной застройке позднесоветской эпохи.
Дом располагается на улице Довженко в Матвеевском, и впервые оказавшимся здесь довольно трудно найти нужный подъезд среди двадцати шести.
Высотка на Баррикадной
![Грановский Н. Лебеди у зоопарка. Вид на жилой дом на Кудринской площади. 1976 Грановский Н. Лебеди у зоопарка. Вид на жилой дом на Кудринской площади. 1976](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/231/231cf5fec1ee6ef61077731c59652907_cropped_510x679.webp)
Один из семи московских небоскребов построен на рубеже 1940-50-х годов как ответ высотному строительству в городах США. На первый взгляд МИД, дом на Котельнической, гостиница «Ленинградская» и другие высотки кажутся совершенно одинаковыми, но это не совсем так.
На площади Восстания (ныне – Кудринской) по проекту Михаила Посохина и Ашота Мндоянца возводится жилое здание, состоящее всего из трех подъездов (в центральном высотном объеме и боковых башнях). Дом получает скульптурное оформление на фасадах, целую площадь перед собой для лучших видовых точек и обилие мрамора в интерьерах холлов на первом этаже. Над дверями скоростных лифтов сделаны витражи с растительной тематикой, которые подсвечиваются лампами изнутри.
Квартиры здесь получили ученые и летчики-испытатели, сотрудники министерства авиации и деятели культуры. Они заезжали в помещения, где даже мебель и сантехника были укомплектованы для комфортной жизни.
Дом-музей Бориса Пастернака в Переделкине
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/f2a/f2ae889d3f652c3a11cfd2089a687efd_cropped_510x340.webp)
Пастернака трудно назвать литератором, обласканным внимание советского руководства. Но в то же время он получил квартиру в «доме писателей» в Лаврушинском переулке, но не сразу, маленькую, неудобную, самую простую.
Его настоящим уютным домом стала дача в Переделкине, деревянная и двухэтажная, с изящными закругленными формами фасадов. Пастернак получил ее в 1939 году и прожил здесь до своей кончины в 1960-м. В этом доме были созданы многочисленные стихотворения, сделаны блестящие литературные переводы и написаны главы «Доктора Живаго». Именно здесь, на даче, Пастернак узнал о присуждении ему Нобелевской премии.
И это архитектура, очень точно вписанная в ландшафт – деревья и невысокий штакетник вокруг. Еще различимы контуры поля (ныне застроенного коттеджами), через которое Борис Леонидович ходил до железнодорожной станции.
Дом Гоголя на Никитском бульваре
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/387/387e8f8177c16cb5bf7fef9bad777819_cropped_355x534.webp)
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/e53/e53102d00e333601994ae67b2e76ff5d_cropped_355x530.webp)
Если говорить точно – это городская усадьба графа Александра Толстого. Для Николая Васильевича уже остались в прошлом итальянское десятилетие (когда в Риме были написаны «Мертвые души»), потеряны многие прежние друзья, получена разгромная критика от Белинского. Писатель все больше погружается в мрачные размышления и духовные искания, становясь не просто гостем у Александра Толстого. В этом доме на Никитском бульваре он проживет последние четыре года своей жизни.
Архитектура здания весьма стандартна для эпохи, наследующей классицизму: симметрия фасадов, колонны и балкон посередине, на втором этаже. А вот планировка непривычная – фасад усадебного дома развернут не к бульвару или в переулок, а смотрит прямо во двор. Комнаты Николая Васильевича – на первом этаже, справа от середины здания.
Именно здесь в печку отправился второй том «Мертвых душ». И во дворик этой усадьбы переехал памятник с торца бульвара, замененный в 1952-м году на более жизнерадостную версию.