Оксана Бондаренко — о том, как поменять стиль в 50, обзавестись миллионом подписчиков и удержать бизнес на плаву

Основательница холдинга и бренда «Ли-Лу» отмечает больше четверти века в русской fashion-индустриии
БЛУЗКА И ЮБКА, Patrizia Pepe; САПОГИ, Isabel Marant; КОЛГОТКИ, Falke; ЧАСЫ CHRONOMAT 32, Breitling (СТАЛЬ); БРАСЛЕТЫ – СОБСТВЕННОСТЬ ОКСАНЫ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Твоему бизнесу 28 лет – мне кажется, по российским меркам это как 150. Что помогло тебе не только устоять во время бесконечных кризисов, но и продолжать расти и развиваться, несмотря ни на что? Трудолюбие? Классная команда? Удача?

Я думаю, в первую очередь мой собственный интерес, который никуда не делся. Если спустя все эти годы глаз горит, все еще хочется смотреть новые коллекции, встречаться и разговаривать с новыми людьми, то и остальное подтягивается. И потом, в моде столько всего сейчас происходит: бодрые молодые бренды, высокотехнологичные ткани, стремительная диджитализация. Все это страшно увлекательно, и я постоянно узнаю что-то новое.

Расскажи про свои самые-самые недавние открытия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главной инновацией, которая поменяла правила игры за последние несколько лет, стала возможность успешно торговать через инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Не надо ничего строить или арендовать, не надо делать за адские деньги сайт. Твой аккаунт – твой рупор, при помощи которого ты доносишь до людей все что хочешь, и они отлично на это реагируют; негатив можно отфильтровать, на любые вопросы ответить, все очень удобно – и, я думаю, он будет развиваться дальше. Например, появятся какие-нибудь сенсорные механизмы и даже не нужно будет запрос писать: подумал, захотел – и тут же оно твое. А второе мое личное открытие – нынешняя молодежь, дизайнеры нового поколения. У них совершенно другое отношение к моде. Она для них не про ткани и крой, а про ощущение: они стараются передать позитивный настрой, свой вайб. И даже если коллекция получается не очень коммерческой – а я такое часто вижу, – все равно хочется ею заниматься, продвигать, вкладывать в нее силы. Мне кажется, это принципиально важный сдвиг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты хочешь сказать, что формируется совершенно другая эмоциональная привязанность к вещам?

Да, потому что каждая из них – воплощение создателя, даже если он руками ничего не делал, а только какой-то диджитал-макет придумал.

ЖАКЕТ, Balmain; РУБАШКА,Off- White; БРЮКИ, Maje; ТУФЛИ, Jimmy Choo; СЕРЬГИ, Chloé; ОЧКИ, Tom Ford; ЧАСЫ CHRONOMAT 32, Breitling (СТАЛЬ)

Мы посвятили этот номер соблазну в самом широком смысле слова – и в том числе механизмам, заставляющим нас страстно желать чего-то. Как они функционируют у тебя?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После пандемии слабее, чем до: я стала спокойнее ко всему относиться. Но у каждого это работает по-разному: мне вот только что звонила подруга, живущая в Милане, и просила купить серебряный топ Prada, который не смогла у себя найти. Я ей говорю: «Здесь, в Москве, дороже». А она в ответ: «Не важно, я его прямо так хочу – не могу». Так что, мне кажется, всегда останутся вещи, за которые ты готов заплатить любые деньги, обменять все что угодно. Я, конечно, сейчас про материальные вещи говорю, не про любовь или дружбу...

А стадному чувству ты поддаешься? Покупаешь, потому что «у всех есть»?

Нет, мне не очень нравится быть в этом клубе. Я лучше «переживу глазами», посмотрю, как другие носят, и хватит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне кажется, у тебя за последние пару лет сильно поменялся личный стиль. И у меня есть версия, что это заслуга Алины (Цыгановой, дочери Оксаны. – Прим. HB).

Да, она сильно влияет. И она, и ее брат Никита хотят, чтобы я была молодая и модная, и многое для этого делают. Сначала я их слушалась, а дальше и сама как-то внутренне стала перестраиваться. И потом, когда ты блогер-миллионник, надо же соответствовать. (Смеется.)

«В нашем бизнесе надо уметь находить общий язык, а если ты на всех смотришь сверху вниз, это невозможно».

Расскажи, как это произошло, какая у тебя была мотивация?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, честно говоря, абсолютно случайно. Я сидела во время карантина на Сен-Барте, дел было не так много.
И моя подруга Яна Рудковская предложила мне поучаствовать в гиве (giveaway – метод продвижения, при котором популярный блогер дарит подарки за подписку на другого блогера. – Прим. HB). Я такого никогда не делала и инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) у меня был маленький, а тут согласилась – и ко мне на страничку пришло сразу много людей. И все активные, стали комментировать, мне пришлось как-то реагировать... Выяснилось, что вот такая живая аудитория – это классная мотивация. А тут еще появился Герман Ларкин (фотограф. – Прим. HB), который сказал: «Давай тебе снимем классный street style, омолодим, сделаем совсем другой». И оказалось, что такой я себе больше нравлюсь. Короче говоря, затянуло меня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты ведь сейчас еще очень погружена в тему современного искусства. Как выбираешь, что покупать?

Никакого специального консультанта у меня нет, если ты об этом. Есть Алина, у которой масса друзей-художников – от Аполлинарии Брошь до Вики Кошелевой – и которая мне многих открыла. И есть личный вкус, мой и Владимира (Цыганова, мужа Оксаны. – Прим. HB). Пока мы собираем не самых дорогих, но перспективных: в нашей коллекции уже есть работы, которые выросли в цене в пять-шесть, а то и в десять раз. Но все равно никогда не покупаем, потому что «нужно», только если вещи нравятся.

ПАЛЬТО, Off-White; ВОДОЛАЗКА, Ice Play; ЛЕГИНСЫ, Falke; ТУФЛИ, Prada
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А о каком-нибудь проекте на стыке моды и искусства ты не думала?

Как раз сейчас этим и занимаемся. Возможно, уже в следующем году запустим, но пока рассказывать не хочу, просто пообещаю: будет интересно.

Когда мы делали прошлое интервью, бренд Алины Subterranei только приобретал очертания. А сейчас ты как бизнесмен можешь оценить его перспективы? И вмешиваешься ли ты в его развитие?

Она все время бьет меня за это по рукам. У нас была договоренность, что пока она учится, я помогаю. Но как только получит диплом, управление переходит к ней. И вот коллекция весна-лето 2022 – это полностью продукт ее команды. Алина сделала коллаборацию с Йоханном Буше- Пийоном (французский фотограф, художник и арт-директор. – Прим.HB), сама нашла шоурум в Милане, который захотел ею заниматься, и, похоже, начинает четко видеть, куда она будет двигаться. Мы же приняли взвешенное бизнес-решение инвестировать в ее бренд, а еще пригласили финансового директора, который считает деньги и говорит: «Ты можешь позволить себе все что угодно, но в этих рамках». Чтобы она такие слова слышала не от «жадной мамы», а от профессионала. И, я думаю, приблизительно через год Алина станет абсолютно сформировавшимся дизайнером, перед ней можно будет поставить задачу и получить отличную коллекцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как думаешь, чего не хватает российской модной индустрии?

Мне кажется, не хватает масштаба, более широкого взгляда и образа мыслей. Я почти не вижу у нас дизайнеров, которые могут работать на мировом рынке, делать конкурентный и востребованный продукт. Исключения – WOS by Andrey Artyomov и, возможно, Вика Газинская. Но все может измениться, когда придут такие, как Алина: молодые, получившие хорошее образование за границей, разговаривающие с индустрией на одном языке.

Ты веришь в то, что все продажи одежды и аксессуаров рано или поздно уйдут в онлайн? Или у офлайн-торговли все-таки есть будущее?

Если судить по тому, как взлетели цифры сразу после постпандемийного открытия бутиков, хоронить «аналоговый» ретейл еще рано. Многим клиентам надо почувствовать и потрогать, и этого не изменить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ПАЛЬТО, Off-White; ВОДОЛАЗКА, Ice Play; ЛЕГИНСЫ, Falke; ТУФЛИ, Prada

Что в характере и поведении сотрудников для тебя неприемлемо?

Непорядочность – первое и основное. А еще, даже не знаю, как лучше объяснить, сильно завышенная самооценка. В нашем бизнесе надо уметь находить общий язык с людьми, а если ты на всех смотришь сверху вниз, это невозможно.

Я знаю, что многие из тех, с кем ты работаешь – представители брендов, владельцы шоу- румов, – стали твоими близкими друзьями.

Да, и остаются ими многие годы. Все мы человеки, и коммуникация – важная часть любой нашей деятельности. В том числе и бизнеса: ты регулярно встречаешься с людьми, заводишь с ними разговоры о детях, родственниках, бедах и радостях. Между вами выстраиваются связи на другом уровне и углубляются по мере того, как идет время. А есть те, с кем сразу все не складывается, – и тогда общение сходит на нет.

И, чтобы поставить красивую точку: где ты видишь себя и свою компанию через десять лет? О чем мечтаешь?

Я хочу, чтобы у Алины все получилось. Для меня важно, чтобы она добилась большего, чем я, и не просто хорошо продавала чужие бренды, а делала что-то совершенно свое. Верю, что русский рынок будет интересен многим, и я как авторитетный специалист и консультант буду помогать выходить на него. Таким я вижу успешный итог своей карьеры.

Фото: МАРИЯ МИХЕЕВА
Стиль: ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАНОВА

МАКИЯЖ И ПРИЧЕСКА: ПОЛИНА НАГОРНЫХ; АССИСТЕНТ СТИЛИСТА КСЕНИЯ САРБУЧЕВА; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА ДМИТРИЙ НАЗАРОВ@ BOLDMOSCOW; ПРОДЮСЕР КСЕНИЯ СТЕПИНА; АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА АИДА НАИМИ.