Как Александр Маккуин стал режиссером клипа Бьорк

А она — его музой
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждому уважающему себя дизайнеру нужна муза — настоящая или вымышленная. Героиня кино или книги, историческая персона, выдуманный архетип или живая женщина из плоти и крови. Последние в какой-то момент стали для брендов маркетинговым инструментом: подчас сложно сказать, действительно та или иная знаменитость вдохновляет дизайнера, или же это просто взаимовыгодное сотрудничество. Но случаются и настоящие союзы, заключенные на небесах. Одним из таких была совместная работа Александра Маккуина и Бьорк, породившая немало впечатляющих произведений и обогатившая портфолио и дизайнера, и певицы. Рассказываем, как это было.

«Талантливый человек талантлив во всем», — эта расхожая (если не сказать заезженная) фраза вполне могла бы описывать Ли Александра Маккуина. За свою недолгую, но очень продуктивную жизнь он успел не только расширить границы того, что допустимо и приемлемо в моде, но и попробовать себя в ролях портного, художника и даже модели. К этому списку можно смело добавить и режиссуру. В 1998 году дизайнер стал режиссером клипа Бьорк на песню Alarm Call из альбома Homogenic. Первая версия видео, снятая режиссером Полом Уайтом, певицу не устроила. Тогда она решила дать карт-бланш еще совсем молодому, но уже очень яркому фэшн-дарованию. Ни до, ни после Маккуин не садился в режиссерское кресло, но за задачу принялся с энтузиазмом. Перед съемками он даже от руки сделал записи на сто с лишним страниц, где описал свою концепцию, визуальный ряд и каждую сцену будущего ролика. «Я в своей жизни видела не так уж много модных показов, но с его шоу всегда выходишь с ощущением, что все возможно. У этого парня мощный и гибкий ум. Он мог бы снимать фильмы, строить замки и писать музыку», — так Бьорк объясняла свой неочевидный выбор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александр Маккуин и Бьорк на выставке «Fashion Rocks for the Prince's Trust» в Королевском Альберт-Холле в Лондоне, 2003 год
Dave Benett/Getty Images

Результатом этого сотрудничества стало видео, по сюжету которого певица плывет по течению реки в джунглях на деревянном плоту, а навстречу ей выходят разные экзотические животные вроде крокодилов и змей. Чем-то это похоже на жутковатый, но очень красивый сон. То ли из-за небольшого расфокуса и быстро сменяющих друг друга планов, то ли из-за самого сюжета. В любом случае, конечным результатом Бьорк осталась довольна. Впрочем, с Маккуином она познакомилась чуть раньше — это была не первая их совместная работа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадры из видео «Alarm Call»
Кадры из видео «Alarm Call»
Архивы пресс-службы

Судьбоносной для обоих стала работа над визуалом к альбому певицы Homogenic. Когда она просматривала номер модного журнала Visionaire, приглашенным редактором которого была основательница Comme des Garçons Рэи Кавакубо, один снимок заставил ее затаить дыхание. С журнального разворота на нее смотрела модель американско-японского происхождения Девон Аоки. На ее иссиня-белом лбу красовалась огромная булавка, а из царапины пробивались мелкие розовые цветы. Ее шелковое платье было похоже на кимоно, а сложносочиненная прическа — на парик гейши. Один ее глаз был лишен зрачка (разумеется, это всего лишь специальные линзы). Что-то в этом изображении поразило Бьорк до глубины души. Выяснив, что за снимком стояли фотограф Ник Найт и дизайнер Александр Маккуин, она принялась разыскивать их контакты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Она позвонила мне и объяснила свои ощущения от альбома. Она сказала, что хотела бы сделать отсылку к тому, что черпает вдохновение из разных источников, различных культур», — вспоминал Ли. Сама она уточняла: «Я сказала Маккуину, что я — самый глобальный гражданин Исландии. У себя на родине я ощущаю себя космополитом, а в Нью-Йорке — жительницей своей родной страны». Чтобы передать это ощущение, Маккуин, Найт и стилист Кэти Ингланд собрали максимально эклектичный образ. Платье из дамасского шелка, похожее на кимоно, прическа, отсылающая к традициям коренных народов Северной Америки, европейский маникюр и колье, похожее на ожерелья африканских масаев. В итоге получилось одно из самых запоминающихся изображений за всю историю моды и музыки. На обложке альбома даже нет его названия и имени артистки: все и так понятно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Обложка альбома Homogenic
Обложка альбома Homogenic
Архивы пресс-службы

С тех пор Маккуин и Бьорк стали близкими друзьями и постоянным коллабораторами. «Связь Ли с природой, его отношение к жизни и смерти всегда казались мне очень необычными», — вспоминает певица своего друга. Выразительная, но короткая история их дружбы и сотрудничества окончилась выступлением Бьорк на похоронах Ли. Разумеется, в одном из созданных им специально для нее платьев.