Дарья Белякова: «Я не разделяю жизнь и работу»
В профессиональном портфолио одного из самых перспективных архитекторов Москвы на сегодняшний день соседствуют четыре проекта: архитектурное бюро Arch(e)type, мебельный бренд Archipélago, клуб и образовательная платформа A-House и ювелирный бренд Joser, который отмечает в сентябре третий день рождения. Шеф-редактор Дарья Халфина поговорила с Дарьей о том, что их объединяет и как маневрировать между творчеством, бизнесом и качественным досугом.
Фото: Эмма Григорьева
— Начнем с популярного вопроса: как ты все успеваешь?
У меня есть определенная система, в которой я работаю, чтобы ничего не забывать. Но главный тезис в том, что я не разделяю жизнь и работу – для меня это такой единый текучий процесс. То, что я переключаюсь с проекта на проект, дает мне отдых. У меня есть непрерывная деятельность, и я все время нахожусь в ресурсном состоянии. И, соответственно, на самом деле я просто развлекаюсь целыми днями (смеется).
Конечно, мне повезло, что я делаю действительно то, что мне нравится. Понятно, что в каждом проекте есть какие-то блоки и работы, которые я бы не хотела делать не в рамках проекта, но, когда я напоминаю себе итоговую цель, это становится частью процесса, и воспринимается это тоже как удовольствие.
— С делегированием никогда не было сложностей?
Я достаточно легко отпускаю. То есть, с одной стороны, я контроллер, конечно, как и в принципе любой руководитель или предприниматель. Но, с другой стороны, вообще могу не контролировать – зависит от этапности и от того, с кем это взаимодействие. В нашей команде сейчас около 120 человек, что по сравнению с другими архитектурными бюро довольно много, поэтому вся коммуникация у меня идет через одно окно — через генерального директора. Идеальная для меня картина.
– Какие качества ты ценишь в сотрудниках?
У меня есть целый регламент, который я написала, когда мы были еще маленьким бюро. Это брошюра, в ней перечислены все правила и алгоритмы, которые касаются в том числе коммуникации внутри команды. Это что-то больше экзистенциальное, но очень важное для работы, потому что для меня ценен профессионализм команды.
Еще мне важен психологический мэтч. Если мне с человеком некомфортно — я не буду с ним работать. Конечно, он может работать где-то в команде, но не лично со мной.
На что я обращаю внимание, так это выполнение обещаний. Кто-то думает, что я ничего не помню, а по работе я как раз ничего не забываю. Все копится в такое тяжелое облако, которое важно облегчать. И, конечно, доверие — очень важно доверять, понимать, что все надежно и спокойно.
– Ты больше воспринимаешь себя как творческую единицу или как предпринимателя?
Я приняла тот факт, что я и творческий человек, и предприниматель — и все.
— В этом нет конфликта?
Это один большой конфликт (смеется).
– Какими своими проектами ты гордишься больше всего?
Я горжусь всеми четырьмя брендами. Каждый из них — это продукт коллаборации таланта и работоспособности моей команды. Что касается архитектурного бюро — мы находимся в приятном ожидании результата наших идей. Как вы понимаете, архитектура — это игра вдолгую. Сейчас многое на стадии проектирования и согласования, поэтому через пять лет, возможно, у меня появится ответ на этот вопрос.
— В этом месяце один из твоих проектов, ювелирный бренд Joser, отмечает три года. Как появилась эта идея?
Я хотела себе кольцо с камнем, но не могла выбрать дизайн с ювелиром, мне все не нравилось — все очень классическое. Я полетела в путешествие с идеей, что там должна придумать себе кольцо. Так получилось, что идея родилась уже в самолете, в ее основу лег главный элемент классической архитектуры – колонна. Как только включили связь, я сразу же отправила свои эскизы на моделирование. Фактически, дальше уже это превратилось в целую большую коллекцию The Order. Это было в 2019 году. Полтора года мы ее разрабатывали, собирали команду, отливали прототипы.
У меня были сомнения перед запуском, но не из-за страха перед новым начинанием. Изначально я хотела договориться с каким-нибудь уже существующим проектом, чтобы мы сделали коллаборацию, избежав бюрократии и построения собственной финансовой модели. А потом оказалось, что у нас не так много брендов в России, которые готовы взяться за такую историю, потому что 18-каратное золото — это, как я уже потом поняла, большие вложения, да и в целом, Joser очень отличается от всего, что было представлено на рынке в этой нише. И когда это стало понятно, я подумала: ладно, откроем. Прошло три года. Это большое достижение, потому что стоимость проекта действительно высокая.
– Как ты опишешь девушку Joser?
Это успешная, образованная, уверенная в себе женщина, которая дарит эти украшения, покупает сама или получает в подарок. Она знает, чего хочет, и двигается к своей цели.
— Зачастую девушки предпочитают всемирно известные ювелирные марки локальным брендам, потому что они представляют собой материальные атрибуты успеха.
Да, поэтому к нам нередко приходят девушки, которые не хотят украшения как у всех. Но я не против популярных трендов, хотя это чуть-чуть напоминает школьную форму, когда все ходят в одном и том же. Но при этом какие-то не самые уникальные вещи все равно хочется носить – в этом нет ничего плохого. Например, часы. У меня часто спрашивают, планирует ли Joser запуск часового направления. Я пока даже не думала об этом. Пока.
– Как ты опишешь свой персональный стиль?
Я стараюсь ходить в такой одежде, которая меня не отвлекает. Я очень много общаюсь с разными стилистами, которые неоднократно говорили мне, что одежда — это не про удобство, это образ. Это не мой подход. Если я буду сидеть в платье, в котором мне некомфортно, я просто пойду и переоденусь. Поэтому мой стиль скорее минималистичный и однообразный. Я все время нахожусь в поисках хорошо скроенной одежды, которая отвечала бы моим потребностям и графику. Утром у меня спорт, затем работа, встречи и мероприятия, с самого утра нужно собрать несколько образов с собой, чтобы не заезжать домой. Пока думаю, как мне организовать свою жизнь так, чтобы этот вопрос меня не беспокоил.
— Ты выпускница Миланского политехнического института и школы Архитектурной ассоциации в Лондоне. Как ты считаешь, возможно ли сейчас в России получить достойное архитектурное образование?
Конечно. У нас хорошее образование. Я изначально готовилась к МАРХИ, но за 9 месяцев до поступления подала документы в другое место, потому что поняла, что не хочу там учиться – у меня поднималась температура перед каждым занятием. Когда я уехала, я ни секунды не сомневалась в том, что вернусь и буду работать в Москве. Из-за этого ко мне был специальный подход и преподаватели шли мне навстречу. Например, проект по реконструкции итальянской фермы я просила поменять на реконструкцию исторического особняка в Москве, потому что я понимала, что этот опыт будет для меня более релевантен. У меня была стипендия и главный преподаватель в школе, самый звездный, к нему было очень сложно попасть. Эти два фактора подразумевали, что я не должна работать. Кажется, это было официально запрещено, а я открыла бюро. В то время мне приходилось летать ночными рейсами, чтобы успевать на учебу – никогда ничего не пропускала, поэтому, к счастью, никто не заметил, что я работаю. Когда я закончила учебу, сразу вернулась в Москву, отказавшись от британской рабочей визы.
– Твой путь кажется очень органичным.
Так и есть, я вообще стараюсь жить в рамках каких-то целей или без рамок, но с целью. И тогда все как-то постепенно двигается в нужное русло. Десять лет назад я не могла представить, что будет так много проектов, но в целом, то направление, куда мы движемся с этими компаниями, единое – неважно, мебель или ювелирные изделия. Например, в Joser перед нами стоит одна большая задача. Пока никому о ней не рассказываю, уверена, что для многих такие планы звучат как нечто невозможное (улыбается).
— В одном из интервью ты говорила, что трендов не существует. Мне кажется, тренды — это такое зеркало эпохи, маркеры времени. Как мы через 30 лет будем описывать 2020-е?
Если говорить об архитектуре в Москве, то тренды меняются довольно быстро, архитектура усложняется. Поэтому сложно говорить об устойчивых тенденциях. Но глобально сейчас есть тренд на высотное строительство. У нас согласовано более 100 высотных зданий, которые будут реализованы в перспективе нескольких лет. Есть тренд на авторскую культурную форму, который позволяет сформулировать идентичность и уникальность здания. Москва в каком-то смысле коллаж — сплетение разных архитектурных стилей, идей. В этом ее очарование.
– Ты, кстати, интроверт или экстраверт?
Я переученный интроверт. Говорят, что ты интроверт или экстраверт в зависимости от того, как ты заряжаешься. Вот я могу и так, и так, но, наверное, сильно лучше заряжаюсь, конечно, когда я одна.
— Как ты заряжаешься?
Нужно куда-то уехать, переключить картинку. Если нет возможности отлучиться, то можно сходить на массаж или в баню. Я могу после сложных переговоров уехать на три часа без всего в баню, и, скорее всего, вернусь нормальным человеком. Люблю Сандуны или Усачевские. Еще люблю общественные, главное, там никого не встретить знакомого. Редко, но бывает и такое – выходит неловко.