Работа учителя раскрывается не сразу. Настоящий результат виден спустя годы — в судьбах и успехах учеников. Именно на этом акцент сделали Москва и Правительство России, запустив масштабный проект: вчерашние школьники, уже студенты ведущих ВУЗов страны, назвали тех, чьи уроки помогли им выбрать свой путь и добиться успехов. По итогам этого голосования 100 педагогов получили денежные премии. Мы решили познакомиться с учителями, которых выпускники отметили в рамках обшегородского проекта. И узнали, в чем их главный, преподавательский секрет.
«Достаточно поверить в детей»: лучшие учителя Москвы об опыте преподавания
«Учитель — это обмен энергией»
Ольга Котова, учитель математики школы № 1515

Для Ольги Котовой педагогика — это прежде всего диалог и обмен энергией. Её занятия — это не строгий разбор формул, а исследовательские проекты, групповые задания и работа на разных уровнях сложности. «Мне важно, чтобы ребята не боялись трудностей и полюбили математику», — говорит она. Ученики педагога активно участвуют в олимпиадах, поступают в ведущие технические вузы — от МГУ до МФТИ и МГТУ имени Баумана. Среди них есть призёры вузовских конкурсов и победители олимпиад. Но для самой учительницы главным остаётся не количество дипломов, а то, что её выпускники «с интересом идут в науку и не теряют любопытства». «Педагог — это человек, который может разжечь интерес к предмету, дать обратный контакт, ответить на вопросы и поддержать ученика. Учитель становится проводником в мир знаний и комфортного погружения в образование», — делится Ольга Борисова.
«Профессия учителя — моя жизнь»
Ольга Лавникевич, учитель химии Курчатовской школы

Ольга Лавникевич признаётся: она выросла в семье учителей и буквально с детства знала, что её путь — педагогика. «Я родилась 25 мая, в день последнего звонка. В каком-то смысле судьба всё решила за меня», — улыбается она. За два последних года в её классе появилось восемь стобалльников по химии и более 30 ребят, набравших свыше 90 баллов на ЕГЭ. Ученики Ольги Петровны поступают в медицинские и технические вузы, становятся врачами, исследователями, научными сотрудниками. Она — почетный работник просвещения и воспитания РФ, лауреат президентской премии. Но, как признаётся сама педагог, награды — это лишь подтверждение того, что она смогла передать любовь к химии своим ребятам: «Мы до сих пор дружим с теми, кто окончил школу десять лет назад. Их успехи — моя главная радость».
«Достаточно поверить в детей»
Владимир Куренков, учитель математики школы № 1507

Владимир Куренков считает, что роль педагога — не только в подготовке к экзаменам. «Часто дети теряют веру в себя. Нужно создать для них ситуацию успеха, и тогда они раскрываются», — объясняет он. Его ученики поступают в престижные вузы, участвуют в олимпиадах, но главное — доверяют учителю. Куренков проводит с ребятами время не только на уроках: вместе они ездят в поездки, катаются на коньках, играют в футбол и теннис. Многие выпускники остаются его друзьями на долгие годы. «Я понимаю, что делаю что-то хорошее для общества. Но что ещё важнее — я делаю счастливее конкретных детей, с которыми работаю», — отмечает Влалимир Игоревич.
«Учитель — это второй родитель»
Владимир Степанов, учитель математики школы № 1985

Педагогическая история Владимира Николаевича началась ещё в пятом классе: он объяснял соседке по парте дроби, и это оказалось неожиданно увлекательным. Сегодня он ежегодно выпускает учеников, получающих 98–100 баллов на ЕГЭ, а среди его воспитанников есть кандидаты наук. Он преподаёт и в Московском авиационном институте, и не скрывает гордости: однажды целая группа школьников поступила туда только потому, что хотела продолжать учиться у него. «Учитель — это и наставник, и психолог, и второй родитель. Я стараюсь идти от возможностей каждого ребёнка и помогать шаг за шагом наращивать знания», — говорит педагог.
Эти пять имён — не рейтинг в привычном смысле, а скорее образец искренности и любви к профессии и детям. Их выбрали сами выпускники — те, кто уже сделал шаг во взрослую жизнь и понимает, чьи уроки останутся с ними надолго. В этом году Москва отмечает День учителя масштабно и празднично. До 5 октября во дворцах творчества и центрах дополнительного образования проходят концерты, мастер-классы и творческие встречи. В некоторых новых корпусах школ педагогов встретили красные ковровые дорожки, а на Никольской улице появилась инсталляция с пожеланиями от столичных школьников.
С профессиональным праздником педагогов поздравила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова: «Вы не просто учите детей, но и сами постоянно совершенствуете свои знания, идёте в ногу со временем, осваиваете новые методики. Ваш личный пример целеустремлённости вдохновляет школьников, помогает им не бояться трудностей и уверенно идти к своим целям».