Начать с себя: как сделать общество более инклюзивным
Несмотря на общее стремление к формированию доступной среды, людям с инвалидностью по-прежнему бывает трудно получать образование, устраиваться на работу и просто вести самостоятельную жизнь. О том, как сейчас обстоят дела с инклюзией в России и какой вклад в ее развитие может сделать каждый из нас, нам рассказала Денис Роза — председатель РООИ «Перспектива» и директор фонда «Лучшие друзья».
Наша организация уже почти 27 лет развивает идеи инклюзии. Мы помогаем людям с инвалидностью социализироваться, работать и зарабатывать, отстаивать свои права, заниматься спортом и жить полноценной жизнью в обществе.
О сферах жизни, которые становятся более инклюзивными
Инклюзивное образование
По действующему законодательству каждая школа должна принимать на обучение детей с инвалидностью. У родителей появилась возможность выбора: обучать ребенка в школе или дома. Поскольку многие родители делают выбор в пользу первого, сегодня гораздо больше детей с инвалидностью посещают школы, чем раньше.
Впрочем, еще предстоит сделать очень многое, чтобы каждый ребенок с инвалидностью учился рядом со сверстниками и получал качественные знания и навыки для будущей карьеры. Сложностей по-прежнему много: у школы часто не хватает ресурсов, у учителей — времени и опыта.
Трудоустройство людей с инвалидностью
Сегодня множество работодателей компаний трудоустраивают людей с инвалидностью — 15 лет назад такого не было. Также компании постоянно проводят обмен опытом, чтобы облегчить процесс трудоустройства людей с инвалидностью и создать более инклюзивную среду.
В целом, трудоустройство людей с инвалидностью — очень позитивная тенденция, но, к сожалению, не для всех. Например, людям с особенностями развития (ментальные нарушения) все еще тяжело устроиться на работу. Поэтому важно не останавливаться на достигнутом и продолжать прилагать усилия в этом направлении. Людям с инвалидностью не хватает качественного образования, даже несмотря на то, что многие вузы предоставляют условия для обучения. Кроме того, у многих работодателей пока не хватает понимания, как создать правильные условия для работы сотрудников с инвалидностью и как полностью включить их в работу.
Доступность
Городская среда во многих городах страны все чаще проектируется и строится с учётом потребностей людей с разной формой инвалидности. Устанавливаются пандусы, наносится контрастная разметка, появляется все больше доступных общественных пространств — кафе, банков, парков, поликлиник, торговых центров, которые учитывают нужды людей на колясках, незрячих и неслышащих. Даже дома теперь строят по новым правилам, в которых четко прописаны элементы организации безбарьерной среды.
Окружающие выражают большую готовность к общению с людьми с инвалидностью: предлагают им помощь, выражают больше понимания. Но это по-прежнему достаточно трудно. Нас часто приглашают проводить тренинги по пониманию инвалидности: на них мы помогаем людям, которым не хватает опыта взаимодействия с людьми с инвалидностью. Многие из хотят общаться, но не знают как, и переживают из-за этого.
Среди существующих трудностей в этой сфере можно назвать недостаток знаний, которые позволили бы лучше понимать потребности людей с инвалидностью. Справиться с этими трудностями поможет инклюзия. Чем больше люди с инвалидностью и без инвалидности будут проводить времени рядом (учиться, работать и просто общаться), тем легче им будет понимать друг друга. На наш взгляд, начинать необходимо с образования: если дети с инвалидностью будут учиться вместе со сверстниками без инвалидности, и между ними будет понимание и взаимоподдержка, то дальше в жизни им будет легче найти работу, друзей, создать семью.
О работе «Перспективы» и фонда «Лучшие друзья»
В своей деятельности мы отталкиваемся от социального подхода к инвалидности. Наша главная задача — помочь людям с инвалидностью вести активную жизнь: получать образование, работать, самостоятельно решать что делать и куда пойти. Чтобы это стало возможным, необходимо избавиться от барьеров и развивать инклюзию. Этим мы и занимаемся. Наш девиз — «ничего о нас без нас». Половина нашей команды — люди с инвалидностью, у них есть профессия и собственный опыт, важный для нашей работы.
Наша аудитория — не только люди с инвалидностью, но и все общество: педагоги, работодатели, архитекторы, сотрудники компаний и т.д. Мы ведем активную просветительскую работу по изменению отношения к людям с инвалидностью. Чтобы люди были готовы к общению, дружбе, включению в свой круг людей с инвалидностью. Мы проводим тренинги по пониманию инвалидности для учителей и для бизнеса, проводим уроки доброты в школах — в их рамках детям рассказывают об инвалидности сами люди с инвалидностью.
Среди других наших проектов — фестиваль «Кино без барьеров», где мы показываем фильмы со всего мира, в которых люди с инвалидностью выступают в качестве режиссеров или актеров; инклюзивные театральные постановки «Театральная Перспектива», где на одну сцену выходят профессиональные актёры и люди инвалидностью; а также фестивали и уроки параспорта, где дети инвалидностью и без вместе пробуют себя в разных видах спорта. Еще мы активно распространяем наши успешные технологии и делимся опытом с нашими региональными партнерами (НКО), ведем совместные проекты с организациями людей с инвалидностью и родительскими организациями в других регионах.
Развитие инклюзии должно идти параллельно с изменениям в обществе. Если с раннего детства у человека не будет опыта общения с разными людьми, в том числе — людьми с инвалидностью, если они не будут оказывать друг на друга влияния, то ни те, ни другие не смогут измениться, не поменяют свое отношение к себе и друг к другу, не избавятся от имеющихся стереотипов.
О том, что каждый из нас может сделать прямо сейчас
И, конечно, в своей работе мы сталкиваемся со сложностями. Нашим программам не хватает финансирования, а нашей команде — кадров. Также не всегда хватает ресурсов, чтобы оценить, насколько наши программы полезны для благополучателей и что мы можем в них улучшить.
Любые изменения стоит начинать с себя. Важно развивать эмпатию, учиться правильно воспринимать человека с инвалидностью. Вот несколько правил, которые могут в этом помочь:
Перед тем, как помочь человеку с инвалидностью, обязательно спросите, нужна ли ему ваша помощь;
Не бойтесь и не стесняйтесь в общении с человеком с инвалидностью;
В речи используйте правило «человек на первом месте»: говорите «человек с инвалидностью, а не инвалид, "ребенок с аутизмом", но точно не аутист, "человек с синдромом Дауна", а не даун и так далее;
Относитесь к людям с инвалидностью как к равным.
Если вы создаёте рабочие места, последуйте примеру тех компаний, в которых уже работают настоящие профессионалы своего дела с инвалидностью — попробуйте трудоустраивать в команду таких специалистов.
Наконец, вы можете просто расширять свои познания в теме инвалидности: читать литературу самим, рассказывать об этом детям, смотреть кино, передачи, документальные фильмы на эту тему. А еще — ходить к нам или в другие организации на мероприятия.