Как появился феномен Made in Italy, или Как кризис и санкции привели к расцвету итальянской моды
![София Лорен, 1950 год София Лорен, 1950 год](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/c45/c45eca0f89e95ed32b2bda797c248637_cropped_510x510.webp)
«Не было бы счастья, да несчастье помогло», — так можно одной фразой описать историю итальянской моды. Это сейчас Милан наряду с Парижем является признанной столицей мировой фэшн-индустрии, а во Флоренции каждый сезон проходит престижная выставка мужской моды Pitti Uomo, куда слетаются байеры и журналисты со всего мира. Еще в середине прошлого века итальянские портные копировали работы парижских кутюрье, а местные модные журналы во всем подражали Harper's Bazaar. Все это начало меняться после Второй мировой.
![Флорентийский модельер Эмилио Пуччи с моделью на фоне Флоренции, 1959 год Флорентийский модельер Эмилио Пуччи с моделью на фоне Флоренции, 1959 год](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/007/007fe5bae92935c44c9f417ec7b387df_cropped_510x704.webp)
![Модель в платье Roberto Capucci, 1957 год Модель в платье Roberto Capucci, 1957 год](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/f04/f0455f8bf1a6678525c23723bce37030_cropped_510x605.webp)
Правительство Муссолини, движимое идеей превосходства итальянской нации, взялось за популяризацию моды. Ее было решено сделать одним из орудий пропаганды и превратить в некую национальную идею. На замену западному глянцу стали создавать локальные журналы о моде, построенные вокруг местных тенденций. Такое «импортозамещение» во многом было вынужденным: против страны начали принимать санкции, которые больно ударили по местной торговле. Часть товаров и сырья отныне в Италию не ввозилась. Заменять привозное приходилось местным. В частности, было наложено эмбарго на ввоз натуральной кожи. Но эти ограничения спровоцировали творческий всплеск среди изобретательных итальянцев. Именно так появился знаменитый багаж Gucci из холщового полотна: им было решено заменить дефицитную кожу. Дизайн прижился и выпускается до сих пор.
![Мариса Беренсон в Emilio Pucci для Vogue 1965 Мариса Беренсон в Emilio Pucci для Vogue 1965](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/0a4/0a48b7a918ae6907f889aa7569f6c129_cropped_510x510.webp)
Возможно, именно этот режим ограничений вкупе с ущемленной национальной гордостью стали топливом, на котором итальянская мода впоследствии разогналась до небывалых скоростей. В тот же период был запущен журнал Grazia, изначально задуманный как аналог Harper's Bazaar, но впоследствии превратившийся в авторитетный источник информации о моде и стиле жизни. Сегодня Grazia издается по всему миру, включая Россию, и уже не ограничивается своей исторической родиной. Поначалу творческие способы выйти из сложившегося тяжелого положения искали только кожевенники, которыми Италия славилась всегда. Но позже за ними потянулись и портные.Когда Вторая мировая завершилась, местные энтузиасты стали работать над восстановлением экономики страны. Не последнюю роль в этом суждено было сыграть профессионалам местной моды. С конца 40-х локальные дизайнеры начали развивать свою собственную стилистику — более пригодную для обычной жизни, чем у парижских кутюрье. Так они постепенно отходили от копирования работ французских коллег.
![Фотограф Роберт Капа и актриса Джеральдин Брукс в платье Emilio Schuberth, 1951 год Фотограф Роберт Капа и актриса Джеральдин Брукс в платье Emilio Schuberth, 1951 год](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/322/322e5e6218659d359ae43eaefdb05985_cropped_510x507.webp)
![Джованни Баттиста Джорджини с моделями на презентации High Fashion Italian в Лондоне, 1956 год Джованни Баттиста Джорджини с моделями на презентации High Fashion Italian в Лондоне, 1956 год](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/9da/9da0d38ad31553b315773ae323ae9542_cropped_510x338.webp)
В 1951 году итальянский аристократ Джованни Баттиста Джорджини заметил, что на его родине образовалась целая прослойка самобытных дизайнеров, объединенных общей идеей: «подружить» высокую моду и потребности реальных женщин. Так родилась Alta Moda Pronto — смесь кутюра и только зарождавшегося прет-а-порте. Смелая и новаторская, но практичная. В том же году он проводит первый показ во Флоренции, на который приглашает американских модных журналистов и байеров, жадных до новых впечатлений. Это был оглушительный успех. Мир узнает имена сестер Фонтана, Эмилио Шуберта, Роберто Капуччи и других.
Интерес к итальянской моде просыпается и на фоне популярности местного кино. Римская киностудия Чинечитта становится центром притяжения творческой богемы со всего мира, а местные актрисы — иконами стиля своего времени. Одежда, разумеется, оказывается неотъемлемой частью этой послевоенной Dolce Vita. К 60-м статус итальянской моды признаюти и снобы-французы: итальянский Vogue посвящает целых 6 полос итальянским дизайнерам и их работам. Так появился феномен Made in Italy, который впоследствии станет огромной индустрией. К 70-м ее центр переместится в Милан — но это уже совсем другая история.
![Пляжная коллекция Emilio Pucci, 1963 год Пляжная коллекция Emilio Pucci, 1963 год](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/336/33663ee1313f2804341529b72c2b31af_cropped_510x445.webp)
![Пальто дизайнера Грациэллы Фонтана для коллекции Chloè весна-лето 1967 Пальто дизайнера Грациэллы Фонтана для коллекции Chloè весна-лето 1967](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/3e3/3e371fbf4d152130651ae2420a653a39_cropped_510x390.webp)