Как изменилась мода в годы Второй мировой
![Вероника Лэйк, 40е годы Вероника Лэйк, 40е годы](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/86f/86fb58efe5f68145cac2413c890edee9_cropped_510x623.webp)
«Мы верим, что мода — не прихоть, не легкомысленная причуда, а сидящий в нас инстинкт; ее ритм убыстряется и замедляется в зависимости от внешних обстоятельств, но сердце ее всегда бьется... ибо мода — неотъемлемая часть развития цивилизации», — пишет британский Vogue в 1940 году. Эта цитата доказывает: место моде есть всегда, даже в самые сложные эпизоды истории. Даже в годы Второй мировой со всеми ее тяготами и ограничениями были свои тренды, а многие дизайнеры продолжали создавать новые коллекции, пытаясь дать женщинам возможность быть красивыми несмотря ни на что. Как же изменилась мода в эти тяжелые для всего мира годы? Рассказываем в нашем материале.
![Элизабет Тейлор, 40е годы Элизабет Тейлор,](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/23c/23ca0370a91cd59f2e1d5c9a1f142b50_cropped_510x676.webp)
Апсайклинг
Можно сказать, что апсайклинг вошел в моду именно в годы Второй мировой. Правда, не из экологических соображений, как в наши дни. Причиной стал дефицит тканей, фурнитуры и кожи. Именно поэтому женщинам пришлось проявлять фантазию и садиться за швейные машинки. Старые мужские костюмы перешивались в изящные жакеты с юбками, а к платьям пришивались клинья и оборки, чтобы сделать их длиннее (вечерние платья никто не отменял: они остаются в моде стараниями голливудских художников по костюмам и женщин, стремящимся подражать звездам экрана). В ход шли даже шторы. Помните знаменитое платье из портьер Скарлетт О'Хары из «Унесенных ветром»? Есть свидетельства, что в сложные для всего мира 40-е эта фантазия Маргарет Митчелл не раз становилась реальностью силами изобретательных модниц в стесненных условиях.
![Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939)](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/5c0/5c016f4febf118b122f304aa611dedd1_cropped_510x407.webp)
Практичность и экономия
Дефицит материалов подталкивал модниц и производителей одежды к экономии и поиску новых практичных решений. Поэтому в годы Второй мировой старались избавляться от всех деталей, на которые уходила лишняя ткань: манжет с отворотами, оборок, подкладки, плиссировки. В то же время в моду входят туфли с открытым носом и пяткой, а также модели из текстиля на деревянной и пробковой подошве: сказался дефицит кожи. Появляются элементы костюма и аксессуары, позволяющие освободить руки и обеспечивающие большую свободу движений: сумки-кроссбоди вместо неудобных ридикюлей и вместительные накладные карманы, куда можно сложить все личные вещи.
![Бэт Дэвис, 40е годы Бэт Дэвис,](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/4e1/4e157796d8157c09d2098863fac6cc43_cropped_510x779.webp)
Милитари
Разумеется, вошли в моду и элементы военной формы. Жакеты удлиняются и становятся похожи на гимнастерки, талия акцентируется ремнем, похожим на солдатский, на одежде появляются накладные карманы и эполеты. В жакетах и платьях появляются подплечники, которые еще больше акцентируют изменения в силуэте и придают ему строгость и маскулинность. Среди всех цветов самыми модными становятся тоже те, что свойственны военной форме: хаки, темно-синий и черный — во многом по причине своей практичности.
![Ширли Темпл, 1949 год Ширли Темпл, 1949 год](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/216/216aec0064438140be0e01f3b292f62f_cropped_510x642.webp)
Патриотизм
Еще один лейтмотив моды военных лет — патриотизм. Одежда — это всегда способ выразить свою политическую и социальную позицию. И женщины активно пользовались этой опцией в годы Второй мировой. В странах антигитлеровской коалиции вошли в моду вещи в цветах национальных флагов (в США, например, активно стали производить бело-сине-красные платья). В оккупированном Париже модницы всеми силами старались отличаться от чопорных немок: вместо их аккуратных шляпок носили огромные сложносочиненные тюрбаны (впрочем, причиной тому был еще и дефицит мыла и шампуней), вместо минималистичных украшений — кричащую бижутерию, вместо строгих туфель — деревянные клоги на платформах. Чем, конечно, немало раздражали консервативных жен немецких офицеров, которые рассчитывали стать законодательницами моды в осажденной французской столице.