Как феминизм вышел из моды — и что пришло ему на замену

...или нет?
VERSACE весна-лето 2024
VERSACE весна-лето 2024
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы представляете себе мать восьмерых детей, которая живет на ферме, печет хлеб с младенцем на руках и взбивает масло из молока, которое надоила буквально 15 минут назад своими руками? Точно не как Ханну Нильман — высокую блондинку с ослепительной улыбкой, безукоризненной атлетичной фигурой и без каких-либо следов усталости и стресса на лице. Но это именно она. Домохозяйка, многодетная мама и... блогер с почти 9-миллионной аудиторией. К списку своих достижений она совсем недавно прибавила еще и участие в конкурсе красоты «Миссис Америка» — всего спустя две недели после родов. И объемный профайл в The New York Times. Подписчикам в запрещенной соцсети она демонстрирует свой быт на фоне пасторальных пейзажей: готовку, воспитание детей, тренировки, свидания с мужем и уход за домашними животными. Утверждает, что все делает сама (но оговаривается, что периодически приглашает помощников по хозяйству). И самим своим существованием, кажется, стыдит женщин по всему миру за немытую посуду, синяки под глазами или отсутствие сил на укладку и макияж. Нильман — не только одна из самых популярных инфлюенсеров в мире, но и живое доказательство того, что феминизм вышел из моды. Во всяком случае, в том виде, в каком мы его знали до этого.

С 2012 года набирала силу четвертая волна феминизма. Борьба за женские права довольно быстро стала мейнстримом — и она требовала соответствующих героинь в инфополе. Те, кто не вписывались в золотой стандарт «сильной и независимой», нещадно высмеивались

Помните, как несколько лет назад поп-культуру захватил типаж girlboss? Главными героинями в этом дискурсе стали амбициозные девушки, добившиеся успеха вопреки патриархату и социальному неравенству. Живым воплощением этого эталона стала София Аморузо — основательница онлайн-ритейлера Bad Gal, которой удалось за считанные годы вырастить многомиллионный бизнес из идеи продавать винтажные вещи через интернет. Историю ее успеха даже экранизировали. Правда, безупречная глянцевая картинка чуть позже дала сбой. Оказалось, что эталонная girlboss не очень понимала базовые принципы масштабирования бизнеса и не справилась с новой для себя ролью СЕО. За что была спешно смещена с пьедестала. Но ей на смену приходили (и нередко сразу же уходили) толпы других girlbosses. Дело, впрочем, было не только в поп-культуре. С 2012 года набирала силу четвертая волна феминизма. Борьба за женские права довольно быстро стала мейнстримом — и она требовала соответствующих героинь в инфополе. Те, кто не вписывались в золотой стандарт «сильной и независимой», нещадно высмеивались. Взять хотя бы Меланию Трамп, которой доставалось не только за брак с одним из самых одиозных президентов в истории США, но и за имидж «трофейной жены». Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. И, судя по актуальной повестке, Мелания одержала реванш.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
BALENCIAGA PRE-FALL 2024
BALENCIAGA PRE-FALL 2024
Архивы пресс-службы

Самые популярные героини сегодняшнего дня — уже не girlbosses, а tradwives. То есть женщины, осознанно выбравшие из всех социальных ролей самые традиционные. Да, те самые «счастливые жены и мамочки», которые еще недавно были объектами критики и насмешек. И вот что интересно. Феминизм в его последней итерации вообще-то настаивает, что женщина имеет полное право выбирать себе любой путь самореализации. Но почему-то система ломается, когда она решает предпочесть карьере семью. Что, впрочем, не всегда актуально для сегодняшних tradwives. Вернемся к уже упомянутой Ханне Нильман. Не давайте пасторальным картинкам из ее блога ввести вас в заблуждение. Она не только жена, мать и домохозяйка, но также владелица нескольких бизнесов и успешный блогер. Но и это, впрочем, вызывает пересуды о ее привелегированности. Как ни крути, не все могут похвастаться замужеством за наследником нескольких компаний по авиаперевозкам — и идущими «в комплекте» привилегиями в виде финансовой свободы и целого штата помощников по хозяйству.

Самые популярные героини сегодняшнего дня — женщины, осознанно выбравшие из всех социальных ролей самые традиционные. Да, те самые «счастливые жены и мамочки», которые еще недавно были объектами критики и насмешек

Вероятно, вы дочитали до этого момента и задались вопросом: а причем же здесь мода? Спешим напомнить, что она, как принято говорить, «зеркало социума». А потому отражает все изменения повестки. И да: триумф tradwife над girlboss она тоже не проигнорировала. Отсчет бума на фемповестку в моде принято вести с 2016 года, когда Мария Грация Кьюри показала свою первую коллекцию для Dior. Белая футболка с лаконичной черной надписью We Should All Be Feminists стала униформой феминисток от моды и визитной карточкой Кьюри, которая с тех самых пор настойчиво педалировала эту повестку. Другие дизайнеры тоже ухватились за нее. Да так убедительно, что все упустили из внимания ключевой момент. Для моды все — это тренд. И даже такие фундаментальные вещи. А потому перемена настроений была лишь вопросом времени — и смены общественного курса. Как только на горизонте замаячил тренд на «традиционных жен», дизайнеры предали анафеме все свои благородные помыслы по освобождению женщин из оков патриархата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
PRADA осень-зима 2024/25
PRADA осень-зима 2024/25
Legion-Media

Обратимся к цифрам. По данным аналитической платформы Tagwalk, один из ключевых трендов сезона осень-зима 2024/25 — ladylike. Иными словами, стиль настоящей леди. Все эти твидовые костюмы, пышные юбки А-силуэта, платья-футляры, длинные перчатки, туфли на высоких шпильках и юбки-карандаши. На последней Неделе моды в Нью-Йорке количество образов в этой стилистике выросло на 120% по сравнению с прошлым сезоном, в Лондоне — на 415% (!), а в Милане — на 107%. Совпадение? Не думаем. Любой порядочной tradwife нужна униформа — и донашивать плечистые пиджаки и широкие брюки за girlboss ей точно не с руки. Она выбирает то, что ей ближе по духу — то есть конвенционально женственную одежду. Растет спрос на нее — растет и предложение. Базовые законы рынка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но как так вышло? Откуда вообще взялся этот запрос? Первой на ум приходит нестабильная обстановка в мире, которая предсказуемо вызвала всеобщее тяготение к традиционным ценностям и гендерным установкам. Второе — это, конечно, финансовый кризис, который как бы намекает, что быть «любящей женой и мамочкой» — не такая уж и плохая идея. И, наконец, крах идей феминизма четвертой волны, которые оказались слишком утопичными, чтобы стать реальностью. Хотя, в сущности, популярность типажа tradwife не так уж противоречит фем-идеалам. Если женщина может быть всем, то отчего бы ей не стать домохозяйкой? В конце концов, всегда можно что-то поменять в жизни, если размеренный быт надоест.