«Где будем делать талию»: как мода на высокую посадку сменяла низкую — и наоборот

Историческая справка
«Где будем делать талию»: как мода на высокую посадку сменяла низкую — и наоборот
the symbol

Если бы перед нами встала непростая задача выбрать всего один главный элемент образа, то мы назвали бы таковым силуэт. Именно по нему проще всего определить основные вехи истории костюма и смену модной парадигмы. А определяющая часть силуэта, в свою очередь, это талия. Точнее, ее расположение. На протяжении истории представления о том, где же она должна находиться, неоднократно менялись. Линия талии то поднималась выше своего естественного уровня, то возвращалась на законное место — а то и вовсе опускалась неприлично низко. Мы решили проследить и систематизировать этот процесс — и подготовили таймлайн с основными вехами изменения моды на силуэты и посадку вещей. Вот как мода на высокую посадку сменяла низкую — и наоборот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

XVIII век

Мишель Пфайффер в фильме «Опасные связи» (1988)
Мишель Пфайффер в фильме «Опасные связи» (1988)
Legion-Media

Впервые пристальное внимание к этой части женского тела было приковано в XVIII столетии. Мода эпох барокко и рококо настаивала на искажении естественных очертаний человеческого тела в пользу большей изысканности и рафинированности. Талию полагалось утягивать корсетом, бедра подчеркивать кринолинами и фижмами, плечи делать визуально более хрупкими на фоне нарочито объемных причесок. В моду входит гипертрофированный силуэт «песочные часы». В погоне за осиной талией женщины претерпевали самые разные изуверства, вплоть до обмороков из-за слишком тугих корсетов. К слову, носить их полагалось даже беременным: это положение не было достаточно уважительным, чтобы расслабиться и отказаться от этих «орудий пыток».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ампир

Гвинет Пэлтроу в фильме «Эмма» (1996)
Гвинет Пэлтроу в фильме «Эмма» (1996)
Legion-Media

Конец этому пышному празднику жизни положили две революции — Великая французская и Промышленная в Великобритании. Они ввели моду на более простые и функциональные вещи. С появлением массового фабричного пошива одежды мода стала доступнее — и вместе с тем проще. Замысловатое украшательство предыдущей эпохи сменилось куда более лаконичными силуэтами. Талия перестала быть акцентом в образе — и заодно переместилась вверх, вплотную к кгруди. В моду входит так называемый ампирный силуэт: появляются платья-туники с завышенной талией и подчеркнутой грудью, ниспадающие вниз юбкой свободного кроя. Эти наряды были отчасти вдохновлены античными хитонами, которые вновь входят в моду впервые с эпохи Возрождения. Принято считать, что в эту эпоху женщины перестали носить корсеты. Но это заблуждение: у этого аксессуара просто поменялось назначение. Если в XVIII столетии корсеты должны были утягивать талию, то в следующем веке они уже предназначались для того, чтобы приподнимать грудь и поддерживать осанку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Викторианская эпоха

Иллюстрация из журнала La Mode illustrée, #49, 4 декабря 1898 год
Иллюстрация из журнала La Mode illustrée, #49, 4 декабря 1898 год
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Классические старомодные корсеты возвращаются в моду довольно скоро — уже к концу XIX столетия. В Викторианскую эпоху моду задает так называемый S-силуэт: осиная талия, высокая грудь, плоский живот и пишные ягодицы, подчеркнутые специальной деталью викторианского платья — турнюром. Еще больше подчеркивать осиные талии были призваны пышные округлые рукава жиго. В общих чертах эта мода сохранилась до первой декады XX века, но силуэт стал постепенно смягчаться. Модный прогресс приостановила Первая мировая, по окончании которой в моду вновь вернулись приметы ушедшей эпохи. Но ненадолго. Уже к 20-м мир оправится — и появится совсем другая одежда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

20-е и 30-е

Коко Шанель, 1929 год
Коко Шанель, 1929 год
Legion-Media

Выход из кризиса ознаменовался наступлением «ревущих 20-х». Мир погрузился в состояние кипящего праздника жизни: в клубах играл джаз и рекой лилось шампанское, девушки соревновались в экстравагантности нарядов, а художники и архитекторы явили миру принципиально новый стиль — ар-деко. Мода того периода оказалась под сильным влиянием перемен в обществе. Вторая мировая и первая волна феминизма привели к изменению роли женщин в обществе. Впервые в истории они стали работать и участвовать в общественных процессах наравне с мужчинами. Женщины курили, водили машины и вели активную светскую жизнь. Разумеется, такой ритм не предполагал никаких корсетов и пышных юбок. Появляется силуэт «флэппер»: платья длины миди свободного силуэта. Талия впервые опускается вниз, почти к бедрам. И перестает быть акцентной частью образа. Кажется, возврат к неудобным идеалам прошлого невозможен — но не тут-то было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

40-е и 50-е

Модель в жакете Bar дома Christian Dior, 1947 год
Модель в жакете Bar дома Christian Dior, 1947 год
Legion-Media

В 40-е мода сделала очередной оборот — и снова по причине социальных изменений. Великая депрессия, а затем и Вторая мировая вернули женщин со светских вечеринок на заводы. Им вновь потребовалась рабочая одежда, которая в основном была смоделирована на мужской манер. Талия вернусь на свое природное место и стала гораздо более четко очерченной — особенно на фоне брутальной широкой линии плеч. Окончание Второй мировой ознаменовалось возвратом к прежним идеалам женственности. В 1947-м Кристиан Диор выпустил свою дебютную коллекцию New Look, которая произвела оглушительный эффект в индустрии. Силуэт с гипертрофированно узкой талией, пышной юбкой-венчиком и приподнятой грудью цитировал силуэт «прекрасной эпохи» — и вновь возвращал в модный обиход корсеты. Модницы снова стали утягиваться и терпеть неудобства во имя моды, а противники подхода Диора (например, Коко Шанель) посыпали голову пеплом: всех их достижения будто канули в лету. Но мода, как мы помним, циклична.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

60-е

Yves Saint Laurent осень-зима 1965
Yves Saint Laurent осень-зима 1965
GettyImages
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Символично, что Диора, определившего моду 50-х, не стало в 1957 году — на излете декады. На смену мягкой женственности той эпохи постепенно приходило совсем другое время. Моду 60-х определило начало космической гонки. Ученые и астронавты начали покорять космос, а дизайнеры — мечтать о будущем, устремленном ввысь. Мода стала двигаться в направлении простоты, футуристичности и удобства. Формы стали более округлыми и обтекаемыми, как у космических кораблей. Акцент на талию вновь исчез. До такой степени, что стали появляться силуэты, в которых эта линия совсем отсутствовала. Ключевой силуэт эпохи — платье-трапеция, расширяющееся от плеч к подолу. Конвенциональная женственность уступила место отстраненной кукольности и холодному футуризму.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

70-е и 80-е

Thierry Mugler весна-лето 1989
Thierry Mugler весна-лето 1989
GettyImages

С 70-х в моду начал проникать секс. Сексуальная революция и вторая волна феминизма вместе с появлением противозачаточных средств привели к появлению гораздо более чувственной и витальной моды. Холодный футуризм уступил место теплым цветам, облегающим силуэтам и соблазнительным вырезам. В образах вновь появилась талия — но на сей раз завышенная. У платьев, комбинезонов и брюк появилась выраженная линия талии — выше ее стандартного расположения, но не так экстремально высоко, как у ампирного силуэта. В моду входят джинсы mom-fit с высокой посадкой. К 80-м в моду входят переосмысленные силуэты 40-х и 50-х — и, опять же, с пордчеркнутой талией. Стараниями Тьерри Мюглера и Клода Монтана доминирующим становится силуэт в форме перевернутого треугольника с массивными плечами, узкими бедрами и тонкой талией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

90-е и 2000-е

Alexander McQueen весна-лето 1994
Alexander McQueen весна-лето 1994
Legion-Media

Но ничто не вечно под Луной. И мода вновь сделала крутой поворот. В 90-е в индустрию врывается Ли Александр Маккуин со своим шокирующим взглядом на женскую одежду. В одной из своих первых коллекций он показывает экстравагантную новинку — брюки-бамстеры с экстремально низкой посадкой. Настолько низкой, что она открывала ягодицы. Несмотря на то, что этот силуэт шокировал публику (и даже видавших виды модных критиков), он постепенно проник в мейнстрим. Первой из знаменитостей его взяла на заметку Мадонна. Позже ее примеру последовали и другие звезды. А массовые производители стали адаптировать силуэт к реалиями обычной жизни. К нулевым в моду вошли брюки, джинсы и юбки с низкой посадкой — не такой экстремальной, как у Маккуина, но все же довольно рискованной. Вместе с тем на первый план вышли укороченные топы, а главной частью тела эпохи стал пресс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2010-е

Celine весна-лето 2010
Celine весна-лето 2010
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Яркая и эскапистская мода нулевых закончилась «досрочно»: конец празднику жизни положил финансовый кризис 2008-го. Символично, что по времени это совпало с приходом Фиби Файло в Celine. На смену всему яркому и демонстративно роскошному пришло то, что сегодня называют «тихой роскошью»: скромные силуэты, отсутствие лого и других статусных символов. Вместе с тем в моду вернулась завышенная талия. Силуэты стали более объемными: в моду окончательно вошел оверсайз. И многим кажется, что так будет уже всегда. Но это вновь ошибка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2020-е

Miu Miu весна-лето 2024
Miu Miu весна-лето 2024
Legion-Media

Кто бы мог подумать, что заниженная талия прямиком из нулевых вернется в наше время? Мода Y2K достигла статуса винтажа — и ностальгия по тому времени, которое теперь кажется более беззаботным, вернулась с новой силой. Появилось целое поколение дизайнеров (например, Никола Броньяно в Blumarine), возвращающих былую славу экстремально низко сидящим на бедрах джинсам. Но этот ренессанс не был долгим: все чаще в коллекциях дизайнеров стали появляться брюки с высокой посадкой.