От Мадонны и Джанни Версаче до Chanel: как раньше носили кресты — и как это делать сейчас
В этом сезоне дизайнеры массово цитируют религиозную атрибутику — Виржини Виар в Chanel, Алессандро Микеле в Gucci и Доменико Дольче и Стефано Габбана выпустили на подиум моделей в украшениях с крестами. Глядя на них, на ум сразу же приходят фото молодой Мадонны в 80-х, любимыми украшениями которой были серьги и подвески с распятиями. Впрочем, моду и религию связывает очень длительная совместная история — эта связь началась задолго до 80-х. О том, как менялись эти взаимоотношения и к чему они в итоге пришли — в нашем материале.
Поначалу отношения моды и религии строились на взаимном уважении. Так, в 1956-м году сестры Фонтана, основательницы Дома Sorelle Fontana, для создания маленького черного платья с колораткой (или «римкий воротник»), характерной шляпой капелло романо и крестом на длинной цепочке даже добивались благословения у римской католической церкви! Правда, уже к 90-м использование религиозных символов сменится с почтительного на провокационное. В 1997 году Джанни Версаче показал кутюрную коллекцию Atelier Versace с сияющими вечерними платьями с корсетами, на которых красовалась вышивка в виде готических крестов — такая взрывная смесь сексуальности и религии многим пришлась не по вкусу. Зато в 2012 году этот же мотив переосмыслила и повторила в осенне-зимней коллекции Дома уже Донателла Версаче. Впрочем, активнее всего цитировал предметы культа и христианскую символику Александр Маккуин. Всю осеннюю коллекцию 1996-го года Dante он посвятил взаимоотношениям религии со смертью, а сам показ провел в католическом соборе в Лондоне. Больше всего на том шоу зрителям запомнились черные маски моделей с распятиями. Позже этот же мотив повторится в в его показах осень-зима 1997 и весна-лето 1998 — сначала в виде принта с распятым Христом на жакете, а потом в терновом венце на голове одной из моделей.
И хотя в нулевые шокировать кого-то использованием креста или даже иконы в качестве принта или вышивки на платье было уже сложно, дизайнеры все равно не переставали искать вдохновения в убранстве храмов и одеяниях монахов и священников. Особенно отличился на этом поприще Риккардо Тиши: едва ли не каждая вторая его коллекция для Givenchy в том или ином виде цитировала католический церемониал. И даже еще до прихода во французский Дом он успел сделать один показ своего именного бренда, где главной декорацией на подиуме был огромный деревянный крест, а головные уборы на моделях недвусмысленно отсылали к куколю и клобуку, которые носят церковные иерархи на службах. И хотя зачастую подобные жесты выглядят довольно провокационно, сам Тиши называет себя верующим католиком и говорит, что это исключительно дань уважения. Отдельное место занимает католицизм и в эстетике Dolce&Gabbana. Впрочем, в данном случае в этом нет ни капли провокации. «Дольчики» всего-навсего цитируют наряды прихожанок католических храмов родной Сицилии, или же интерьеры византийских базилик там же. Их аллюзии всегда довольно буквальны, но от этого не менее красивы.
В этом же сезоне дизайнеры окончательно оставили желание шокировать и отнеслись к христианской символике с глубоким уважением. Так, Виржини Виар для осеннего шоу Chanel создала колье и браслеты с массивными крестами из крупных камней, напоминающих награды мальтийского рыцарского ордена. В данном случае это прямая цитата из истории французского Дома — как известно, Габриэль Шанель выросла в приюте при женском монастыре в Обазине. К тому же теперь кресты стилизованы и лишены прямых отсылок к христианству — там нет ни распятий, ни характерных католических или православных форм. А значит, надевать их теперь можно без опасения оскорбить чьи-либо чувства. И это отличный повод наконец начать их носить — тем более что это попросту очень красиво.
Фото: GETTY IMAGES; IMAXTREE