Джинсы-бамстеры, туфли-броненосцы и еще 6 революций Александра МакКуина

Знаковые творения дизайнера

Бамстеры, 1993

Нажмите и смотрите

На показе своей первой коллекции Nihilism 20 октября 1993 года дизайнер шокировал публику, выпустив на подиум моделей в ставших знаменитыми брюках-бамстерах, или «попках». Талия у них была так занижена, что, по словам одного критика, «виднелась ложбинка между ягодицами». Историк моды Джудит Уотт уверена, что своим происхождением бамстеры, после которых целое поколение мужчин носило брюки с заниженной талией, обязаны книге Хуана де Алсеги 1589 года «Книга шаблонов портного», которую читал МакКуин. В XVI веке мужчины носили бриджи с заниженной талией, которые сидели на бедрах или еще ниже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я хотел скорее удлинить фигуру, а не показать зад. Для меня эта часть тела — не столько ягодицы, сколько нижняя часть спины — самая эротичная», — объяснил МакКуин свою выходку, которая маркировала образ целого десятилетия — только вспомните юных Бритни, Кристину или Гвен. С момента появления в 1993 году и вплоть до начала нулевых пользующиеся дурной славой бамстеры радикально меняли привычные пропорции фигуры: удлиняли торс и укорачивали ноги, выставляя на обозрение верхнюю часть ягодиц. Такие носили с расстегнутой ширинкой и сочетали с обрезанным топом или свитером.

«Другой» тартан, 1995

Коллекция Alexander McQueen осень-зима 1995
Коллекция Alexander McQueen осень-зима 1995
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На показе коллекции Highland Rape («Изнасилованная Шотландия») в марте 1995 года модели выходили на подиум в тартане и кружевных платьях, разорванных на груди. В газетах дизайнера тогда обвиняли в женоненавистничестве, отношении к насилию как к форме развлечения, а в свисающих с подолов красных цепочках от часов и вовсе разглядели нитки от тампонов. Отзывы привели дизайнера в бешенство, потому что критики не поняли его замысла. Насилие в названии коллекции относилось не к насилию над современными женщинами, а к «изнасилованию» Шотландии английскими землевладельцами. Вдохновением для МакКуина послужили Якобитское восстание и депортация шотландских горцев.

Наш герой протестовал против кукольного милого тартана, каким он был у Вествуд, и хотел деромантизировать его. Он сам носил тартан с гордостью и также с гордостью одевал в него своих клиенток. В детстве, слушая рассказы матери о жестокой истории Шотландии и страданиях, причиненных его предкам английскими землевладельцами, Александр придумывал свою родословную. Он был буквально одержим Шотландией, а на вопрос, что для него значат шотландские корни, отвечал: «Все».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Платье с распыленным рисунком, 1999

Нажмите и смотрите

Выпустив в 1999 году коллекцию Dante, МакКуин обозначил переходный момент в истории моды, объединив искусство и технологию. В финале шоу дизайнер дал незабываемый перформанс: бывшая балерина Шалом Харлоу кружилась на механической пластине, позируя между двумя промышленными роботами с итальянского автозавода. Ее платье с трапециевидной юбкой представляло собой нескольких слоев шелкового тюля, который крепился подмышками с помощью широкого кожаного ремня и застегивался в центре на квадратную металлическую пряжку. Еще один пояс тянулся от бокового шва сзади, за счет чего платье облегало фигуру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пока балерина кружилась, роботы исполняли свой мрачный «танец», забрызгивая ее белоснежное, как чистый холст, платье, черной и желтой краской-распылителем. На программирование роботов ушла целая неделя, но эффект от шоу того стоил. Под конец этого шокирующего маккуиновского перформанса и платье, и сама модель были полностью покрыты краской. Эта постановка стала своего рода данью абстрактному экспрессионизму Джексона Поллока. Кроме того, в основу задумки легла инсталляция немецкой художницы Ребекки Хорн, в которой два пулемета стреляли кроваво-красной краской.

Эротический нихаб, 2000

Коллекция Alexander McQueen весна-лето 2000
Коллекция Alexander McQueen весна-лето 2000
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весенняя коллекция 2000 года «Глаз» стала для МакКуина попыткой выразить охвативший тогда общество страх перед исламом. Впрочем, большинство моделей из линейки не очень-то были похожи на традиционную для последователей этой религии одежду: они скорее отсылали к фетишистской рабской эстетике садомазо. Но особенно бурные обсуждения вызвала откровенно сексуализированная версия нихаба, который МакКуин превратил в эротический костюм.

С нахальной беззаботностью Александр МакКуин раскрасил вещи из коллекции американской символикой — звездами и полосами, дополнил их ковбойскими брюками, а пространство над подиумом отдал акробатам в арабском одеянии, похожим на ангелов смерти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реконструированное кимоно — смирительная рубашка, 2001

Коллекция Alexander McQueen весна-лето 2001

Voss стала первой коллекцией, выпущенной МакКуином под собственным именем, после того как он оставил пост креативного директора Givenchy. Ее дизайнер представил в огромном зеркальном кубе, где зрители могли видеть свое отражение. Здесь появились платья из бритвенных лезвий, платье с лифом из предметных медицинских стекол, окрашенных в красный цвет, и другие немыслимые вещи, в том числе реконструированное кимоно. Эта вещь стала в коллекции данью шинуазри - стилю, развившемуся под влиянием искусства и дизайна Китая, Японии и других азиатских стран в начале XVIII века.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

МакКуину принадлежат несколько версий реструктурированного кимоно, но эту он дополнил элементами смирительной рубашки, следуя теме всей коллекции и декорациям психиатрической клиники. Кимоно сшито из гладкой пестрой шерсти, украшенной китайскими фазанами и хризантемами, вышитыми шелковой нитью. За счет длинных квадратных рукавов кимоно руки плотно прижаты к телу. Пиджак до колен скрывает фигуру, подобно панцирю, а большая прямоугольная шляпа, напоминающая оконную раму, украшена мшистыми соцветиями амарантов.

Платье — цветочная скульптура, 2007

Коллекция Alexander McQueen весна-лето 2007
Коллекция Alexander McQueen весна-лето 2007
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный флорист сегодняшнего подиума — Джамбаттиста Валли, но в 2007-м этот титул по праву принадлежал МакКуину. Показ весенне-летней коллекции 2007 года в Cirque d'Hiver он закрыл, выпустив на подиум Таню Дзягилеву, которую превратил в принцессу-инфанту в длинном платье из шелковой органзы, полностью покрытой цветочными бутонами, искусственными и живыми. В ту пору МакКуин метался между своей любовью к пышным театральным действам и попытками коммерчески адаптировать собственные дизайнерские идеи. Платье — цветочная скульптура устроило и искусствоведов, и модных критиков, да и вся его весенне-летняя коллекция стала компромиссом.

Только представьте: живой оркестр и огромная пыльная люстра под потолком, а на подиуме — эдвардианские силуэты с преувеличенными до гротеска формами песочных часов, шифоновые блузы с жабо, длинные юбки и другие реверансы Барри Линдону, Гойе, маркизе Казати. А в финале — настоящая цветочная скульптура, которая впоследствии заняла одно из самых почетных мест на выставке Savage Beauty.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Платье из утиных перьев, 2009

Коллекция Alexander McQueen осень-зима 2009
Коллекция Alexander McQueen осень-зима 2009
GETTY IMAGES

Это платье было создано plumassiers - мастерами по работе с перьями из мастерских House of Lemaire, где трудятся самые талантливые специалисты в области моды. Lemaire сотрудничали со многими великими дизайнерами - от Кристобаля Баленсиаги до Ива Сен-Лорана. В 1996-м эти мастерские перешли во владение Дома Chanel, который по сей день остается их главным заказчиком.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В интерпретации МакКуина перья приобретают зловещую коннотацию - во всяком случае, если сравнивать их привычное использование для какой-нибудь декорации образа пустышки из варьете или джазовой певицы. Черное «оперение» из коллекции The Horn of Plenty, показанной в 2009-м, состоит из нескольких тысяч утиных перьев, окрашенных в черный цвет, и рисует образ зловещего черного ворона, который в традициях романтизма символизирует смерть. Этим образом дизайнер «цитирует» стихотворение Эдгара Аллана По «Ворон». Образ птицы дизайнер воспроизводит не только с помощью декора, но и с помощью самого силуэта. Талия переходит в длинную, покрытую перьями шею и маленькую круглую голову с обрамленным перьями подбородком. В рамках канонов классических 1950-х объем на груди сбалансирован объемом бедер, а перья тянутся вниз и смотрят наружу, образуя узкий подол. В своих работах МакКуин всегда делал акцент на плечи. Этот случай не исключение. Рукава напоминают согнутые крылья, которые словно растут прямо из шеи, а гладкая блестящая поверхность перьев контрастирует с обнаженными пальцами модели, напоминающими в этом контексте когти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Туфли-броненосцы, 2009

Сапоги Armadillo, или «броненосцы», высотой 30 см из коллекции весна-лето 2010 Plato's Atlantis входят в число самых известных произведений Alexander McQueen. Вырезанные вручную из дерева, снабженные четырьмя застежками и покрытые блестящей «чешуей» из пайеток, они стали частью шоу о морских чудовищах, которую критики назвали антиутопией: «Эта коллекция предсказывает наше будущее, когда растают айсберги и океан покроет поверхность всей планеты, и жизнь сосредоточится под водой, вернувшись туда, где она и зародилась».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Броненосцы так никогда и не поступили в продажу. Существует всего 21 пара туфель Armadillo, несколько из них представлены на выставке Savage Beauty в лондонском Музее Виктории и Альберта. Но в 2015 году три пары из коллекции были перевыпущены специально для онлайн-аукциона Christie's, организованного ЮНИСЕФ для помощи детям Непала. Все три пары выкупила Леди Гага — одна из самых преданных поклонниц МакКуина. «Инопланетные» Armadillo впервые приглянулись певице на съемках ее клипа Bad Romance в 2009-м. А когда туфли выставили на торги, Гага, не задумываясь, выложила за них 295 000 долларов.