Как Жанна Туссен приручила пантеру Cartier

Эволюция самых желанных украшений от 1940-х до наших дней
Жанна Туссен
Жанна Туссен, 1923
Baron Adolph de Meyer Cartier
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Образ пантеры, ныне главного символа Cartier, – далеко не выдумка основателя Дома Луи Картье и его самого знаменитого артистического директора Жанны Туссен. Однако именно последняя «приручила» и возвела большую кошку в предмет культа, коим она остается по сей день. Мы предлагаем погрузиться в архивы Cartier и разобраться, как драгоценные изображения пантеры из золота, бриллиантов и черного оникса стали иконой дизайна.

Брошь Panthère, Cartier Paris. 1948
Брошь Panthère, 1948
Cartier Archives Cartier
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хищница из семейства кошачьих будоражила умы всей Европы, начиная с рубежа XIX-XX веков. Что особенно любопытно, связано это было не только с увлечением эпохи ар-нуво экзотичной эстетикой Востока, но и зарождением феминизма: женщины не только выходили на улицы заявлять о своих правах, но и начинали постепенно присваивать себе свою сексуальность, свободу выражать себя и быть самостоятельными. Вспомним поп-культурный образ женщины-кошки: загадочной, опасной, даже демонической — да, и она родом оттуда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Портсигар Жанны Туссен. Оникс, рубины и изумруды, платина и бриллианты. 1917
Портсигар Жанны Туссен. Оникс, рубины и изумруды, платина и бриллианты. 1917
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно в таком контексте Луи Картье создал в 1914 году первое украшение с пятнистым орнаментом «Пантера». Чуть позже, в 1917, он подарил своей музе, эксцентричной Жанне Туссен, vanity case из оникса с изображением двух кипарисов и пантеры, эскиз для которого создал иллюстратор Жорж Барбье (к слову, его работу основатель Cartier использовал как рекламу на витрине своего бутика). Спустя два года ее коллекция пополнилась еще одним аксессуаром — несессером из золота и черной эмали. Безупречный вкус подруги, ее неповторимый и смелый стиль сподвигли Картье на то, чтобы назначить Туссен дизайнером более доступной линейки украшений из серебра, но уже в 1933 году она возглавила все направления Дома и обосновалась в студии на Рю-де-ля-Пэ. «Эта хрупкая женщина совершила революцию», — говорил впоследствии о Жанне Туссен Сесил Битон.

Эта хрупкая женщина совершила революцию

Вместе с дизайнером Пьером Леманшаром, Туссен сделала Пантеру трехмерной. По заказу герцога Виндзорского была выполнена брошь с золотой кошкой с пятнами из черной эмали, восседающей на изумрудном кабошоне весом в 116 карат. На Рю-де-ля-Пэ мгновенно собрались поклонницы Дома, мечтающие о броши, как у Уоллис Симпсон — и это задолго до «эффекта Меган Маркл». Работа вдохновила саму Туссен на создание аналогичного украшения — уже с кашмирским сапфиром и платиновой Пантерой. За ней всего спустя год вновь вернулась супруга опального Эдуарда VIII.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Герцогиня Виндзорская
Герцогиня Виндзорская с брошью Panthère с бриллиантами и сапфирами, созданную Cartier в 1949 году
Robert Doisneau / Rapho

Грациозная кошка приносит удачу и новых клиенток Дому и сегодня. За десятилетия ее «покровительства» Cartier, коллекция Panthère расширилась от уникальных изделий high jewellery до постоянной линейки, включающей часы и аксессуары. А недавно триумфальное шествие Пантеры привело ее в Россию: в бутике на Красной Площади клиенты бренда могут увидеть масштабный барельеф животного на фоне стен Кремля и куполов Собора Василия Блаженного.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Брошь Cartier
Брошь Cartier Panthère, 1949. Платина, золото, бриллианты, сапфиры

Там же уже появились последние новинки Panthère — первые в истории Cartier лаконичные браслеты и колье, в которых строгость формы другой культовой коллекции, Juste un Clou, сочетается с дерзостью и изяществом большой кошки. Украшения созданы в шести вариациях: из розового и желтого золота, каждое — с опцией в виде бриллиантового, а для тех, кто только собирается приручить Пантеру, среди новинок наверняка особенно понравится аккуратная булавка с миниатюрным символом Cartier.