«Никакой плохой энергетики у винтажа нет»: владелица галереи VintageDream Ольга Лефферс о мифах вокруг винтажа

И моде на вещи нулевых
Фото: Анна Антосик
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня на рынке винтажа небывалый всплеск активности: коллекционеров резко стало в разы больше, а знаменитости носят винтажные вещи наравне с тотал-луками из последних коллекций. С чем это связано? Что считается винтажом сегодня? Как начать собирать свою личную винтажную коллекцию? И как дело с винтажом обстоит в России? Об этом thesymbol.ru рассказала Ольга Лефферс — эксперт по коллекционному винтажу и владелица галереи VintageDream.

Вы уже много лет занимаетесь винтажной одеждой и аксессуарами. Сталкиваетесь ли вы с мифами и предубеждениями на этот счет?

Я столько лет живу среди винтажных вещей, что любые мифы или предубеждения вызывают у меня только улыбку. Никакой плохой энергетики у винтажа нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы начали свой бизнес? Что было для вас отправной точкой?

С винтажными украшениями я познакомилась в 17 лет — и была абсолютно очарована их красотой. Так появился первый винтажный браслет в моей коллекции. Спустя время я жила в разных европейских городах, и в каждом из них обязательным пунктом моей программы были блошиные рынки и винтажные магазины. Мне очень нравилось сочетание современной одежды и винтажных вещей. Дополнительным бонусом всегда был тот факт, что владельцы винтажных магазинов — невероятно интересные люди. Моя коллекция постепенно росла и расширялась. И вместе с этим расширялись границы моих знаний в этой сфере. Раньше источников на русском языке не было, и я «добывала» книги на английском. Кстати, я планирую исправить эту ситуацию: сейчас работаю над новой книгой о бижутерии. По возвращении в Москву я с большим удовольствием влилась в ее насыщенную культурную и светскую жизнь. И каждый раз, когда я посещала театр, выставку или светский прием, меня одолевали вопросами про мои украшения. Мои знакомые просили меня найти что-то похожее. Возникла идея сделать бизнес из моего хобби — так и появилась галерея VintageDream.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Анна Антосик

С чем связан сегодняшний взрывной рост интереса к винтажу?

Во-первых, мода развивается циклически. Можно даже сказать, что мода изжила себя в 90-х. То, что происходит с начала 2000-х годов — это бесконечное цитирование. Если ничего принципиально нового не создается, а все коллекции — это повторы прошлого, то лучше купить что-то винтажное и эксклюзивное. Вторая причина — безумные темпы развития моды из-за азиатских рынков. Модные бренды стремятся сократить свои расходы, что неизбежно влечет за собой потерю качества. К тому же сегодня очень сложно быть оригинальным, даже в люксе вы не сможете до конца выразить свою индивидуальность. В винтаже сошлось все. Эксклюзивность, уникальность, высочайшее качество, большое количество заложенных смыслов, история, разумное потребление и экологичность — а зачастую еще и возможность сэкономить. У нас, например, невероятный кутюрный жакет Chanel, созданный еще самой Габриэль Шанель, будет стоить дешевле самого заурядного из новой коллекции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С чего бы вы посоветовали начать личную коллекцию винтажа?

Важно определиться, что именно вы хотите собрать в своей коллекции. Ведь они собираются по разным принципам. Если важен временной период, то каждый из них обладает своим исключительным стилем и эстетикой. Если вы формируете коллекцию по брендам, то тут все намного проще. Выбирайте наиболее близкий вам по духу. Надо заметить, что практически у каждого бренда были свои «хиты и провалы» — вещи, не обладающие явным характером и стилем, проходные. Зато за особенно удавшимися коллекциями гоняются коллекционеры по всему миру, и их стоимость может превышать изначальную в несколько раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем отличается западный рынок винтажа от российского?

Популярность винтажа пришла к нам с Запада: еще молодые Джон Гальяно и Александр Маккуин ходили в Лондоне по винтажным магазинчикам, вдохновлялись модой предыдущих поколений. В России отношение к винтажу менялось постепенно: в 2000-х годах появилась прослойка искушенных и образованных людей, которые много путешествовали. Именно эта публика заинтересовалась коллекционным винтажом. Поначалу таких людей было немного, но прошел еще десяток лет — и появилась молодежь совсем с другим мышлением, закончившая иностранные вузы и путешествующая по миру. У этих людей был западный подход к винтажу: они понимали, что это классно, стильно и модно. Они гордились винтажными Levi's и бабушкиными жакетами с долгой историей. Им было приятно сказать: эту вещь носила моя мама, а теперь я ношу ее с джинсами или кожаными брюками. Сейчас разница в подходе к винтажу у русских и на Западе незначительна, одна из мотиваций покупать — это желание сэкономить, так как некоторые винтажные люксовые товары можно купить более выгодно, чем новые. Особенно это касается классических сумок и жакетов Chanel и Dior.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Анна Антосик

Многие зарубежные знаменитости активно носят архивные и винтажные вещи — в России же это пока редкость. Как думаете, с чем это связано?

Начнем с того, что для всех очевидно: звезды одеваются не сами, их одевают стилисты, поэтому данная ситуация зависит от возможностей стилистов использовать винтаж. Мы, например, открыты к сотрудничеству. Но не все об этом знают. Украшения «на выход» способны полностью сделать образ: даже лаконичному платью они придадут вау-эффект. Коллекционный винтаж — это то, что существует в единственном экземпляре и доступно не для всех. Но есть и подлинный винтаж за разумные деньги. Я считаю, что винтаж вполне может стать массово популярным как во всем мире, так и у нас в стране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы отбираете вещи для своего проекта?

В VintageDream мы сделали акцент на украшения. Наша основа — бижутерия американских и европейских брендов. Мы могли бы пойти по пути коллекционности и представлять исключительно так называемые «book pieces», то есть маркированные, каталожные, патентованные, растущие в цене вещи. И они у нас есть. Это, к примеру, серебряные украшения Nettie Rosenstein 40-х годов XX в, украшения замечательного бренда Schreiner, флористические броши и барочные жемчуга потрясающей марки Miriam Haskell, работы со стеклом Gripoix от Chanel (как эпохи Карла Лагерфельда, так и более раннего периода), изделия любимого мной Yves Saint Laurent, эффектные украшения в в египетском стиле от Hattie Carnegie и Trifari и многое другое. Однако моим осознанным решением было представлять винтаж и в недорогом сегменте до 10 тысяч рублей. Я хотела, чтобы каждый человек, который заходит к нам, имел возможность выйти с покупкой. Поэтому я активно ищу товары для бутика и открыта для предложений со стороны российских девушек, которые хотят продать винтаж из своих гардеробных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые коллекционеры уверенно называют винтажом вещи 2000-х. Это верно? В какой момент вещь становится винтажной?

В коллекции VintageDream постепенно появляются украшения и предметы одежды начала 2000-х. Это предсказуемо: с течением времени рамки сдвигаются, а значит вещи, выпущенные в самом начале нулевых, начинают считаться винтажными. К примеру, не так давно нашу коллекцию пополнил колье-пояс Chanel 2001 года в виде нити жемчуга. Также в коллекцию вошел кожаный лакированный ремень Chanel со стеклом Gripoix из осенне-зимней коллекции 2007 года, костюмы Thierry Mugler и вещи Christian Dior периода Джона Гальяно.

Фото: Анна Антосик
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какими будут новые тренды на рынке винтажа? Сместится ли фокус с вещей нулевых и 90-х?

Начнем с того, что тренд на 2000-е можно увидеть на подиуме, в фотосессиях и в глянце. Люди, которые работают в сфере моды, живут как бы в будущем, для них этот тренд уже изжил себя, а до большинства людей за пределами индустрии он еще даже не дошел. Я считаю, что в массовом сознании он только набирает обороты: впереди лето, и многие девушки готовятся, чтобы показать свой идеальный пресс, будут носить актуальные короткие юбки и вещи с заниженной талией. Так что вещи нулевых и 90-х еще не отыграли свое. Вернется ли мода на более ранние периоды? Мне кажется, да. Особенно это касается 70-х. Мы уже видим в новых коллекциях множество изделий ручной работы, макраме, кроше. Силуэты и формы 60-х вряд ли станут глобальным трендом, но надо отметить, что винтажа того периода достаточно в украшениях — это пластиковые, геометричные, они смотрятся очень актуально, но никогда и не теряли своих позиций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как изменился ваш бизнесе из-за кризиса и санкций?

Мы относимся к сегменту люкса. Конечно, на нас повлияли текущие события. В кризисы и моменты нестабильности люди меньше всего думают об украшениях. Их волнует хлеб насущный и закрытие первичных потребностей. Мы же для них своеобразная «вишенка на торте», без которой точно можно обойтись. С этим ничего нельзя поделать. С другой стороны, за годы работы у нас сформировалось сообщество людей, и многие из них — настоящие коллекционеры, они не изменяют своим увлечениям даже в сложные времена. Они понимают, что винтажные вещи — это инвестиция. Это всегда будет востребовано. Мы по-прежнему открыты для тех, кто хочет продать винтаж из своих гардеробов. Ну и, конечно, ритейл — не единственное направление нашей деятельности. У нас прекрасный лекторий. Мы делаем выставки. Я уверена, что и с этим кризисом мы тоже справимся.