Дизайнер Стелла Жан и президент Yoox Паоло Машио — о совместной коллекции, ответственной моде и Грете Тунберг

«Ставить сердце выше цифр»

Дизайнеры отказываются от натурального меха. Делают свои показы углеродно-нейтральными. Шьют платья из тканей на основе переработанного пластика и создают косухи из ананасовых листьев. Современную моду сложно представить без разговоров о sustainability и нашей общей ответственности перед планетой. Но так было далеко не всегда — резкий «зеленый» поворот индустрия совершила всего четыре года назад. Наши сегодняшние герои, дизайнер Стелла Жан и президент Yoox Паоло Машио, ответственной модой заинтересовались задолго до этого скачка: каждый из них «в теме» не меньше десяти лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом году Жан и Yoox выпустили совместный проект — осеннюю коллекцию дизайнер сделала вместе с вышивальщицами из Пакистана, проведя с ними две недели, а команда Yoox ей в этом помогла. Об этом проекте, а также о взглядах на будущее (спойлер: оптимистичных!) этичной моды и правилах ведения этичного бизнеса мы и поговорили с Жан и Машио.

Стелла Жан, дизайнер и основательница бренда Stella Jean

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый сезон вы работаете с новыми редкими техниками — и каким-то образом находите людей, ими владеющих. Как вы их ищете? Как, например, отыскали этих женщин из племен калашей?

За это спасибо Диане Баттаджиа, директору отделения ООН по индустриальному развитию в Италии. Она предложила мне приехать и познакомиться с наследием страны, в которой они начинали свою работу. Когда я узнала, что речь о Пакистане, то сразу сказала «да». Я как раз им интересовалась, так что все идеально сложилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А кто эта девушка, с чьим центром рукоделия в Пакистане вы работали? Говорят, она профессиональная футболистка?

Каришма Али — ей 22, она родом из Каримабада. Каришма — одна из самых волевых людей, которых мне приходилось встречать. Всегда мечтала стать футболисткой — и стала. А потом вернулась в родную деревню, чтобы создать Центр рукоделия для женщин и учить девушек футболу. Мы с ней путешествовали по Гиндукушу, преодолели вместе тысячи километров и стали настоящими подругами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расскажите о своей коллаборации с YOOX. Как она сложилась?

Работая с этими невероятными ремесленниками на высоте 10 000 футов, я гадала, кто окажется достаточно смел, чтобы принять такой вызов вместе со мной... Включиться в работу с племенем, никогда не сотрудничавшим ни с кем за пределами своей деревни, к тому же в месте, куда не добраться. На это решилась команда YOOX, которая ставит сердце выше цифр. Они договорились о сотрудничестве между итальянскими и пакистанскими ремесленницами. Несмотря на расстояние в тысячи миль, бесчисленное количество рук в обеих странах работало вместе с общей целью: сохранить глобальное культурное наследие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Насколько я поняла, вы работаете над большим, долгоиграющим проектом Il Laboratorio delle Nazioni — и одной коллекцией дело не ограничится. Это так?

Laboratorio delle Nazioni — это платформа, продвигающая устойчивое развитие и поддерживающая бизнесы, построенные на его принципах. Моя цель — помочь людям из развивающихся и бедных стран осознать, что их умения и таланты могут быть востребованными. Ведь мир не знает о них, а они практически не знают о нем. Важно поместить их на общую мировую карту. Это позволит им стать экономически автономными, подтолкнет объединяться и запускать мини-предприятия. Сохранить традиции и в то же время получить доступ к мировому рынку с помощью таких партнеров, как YOOX. Представьте: благодаря этому партнерству калашские женщины впервые представили свое искусство на рынке за пределами собственной общины!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы говорили о том, что моде важно стать осознанной, задолго до того, как эти вопросы стали мейнстримом. Как интерес к этой теме появился у вас?

Для меня это стало личной необходимостью. Я родилась в Италии начала 80-х и внешне отличалась от всех, кто меня тогда окружал. Расти в такой атмосфере было непросто. Это побудило меня искать возможности показать людям, что не нужно бояться разных культур. Что разнообразие — это шанс вместе становиться лучше. Я использую моду как инструмент для борьбы с культурной сегрегацией. Красота моды не имеет границ, ведь красоту вы принимаете априори, без предрассудков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что вы думаете о попытках индустрии моды в целом стать более этичной? Это все может сработать — можно вот так взять и перестроить целую индустрию?

Я оптимистка по жизни! Такой уж родилась. Так что да, я абсолютно уверена, что все получится. И неважно, из искреннего желания изменить ситуацию разные компании это делают или из-за общественного давления — потому, что не делать ничего становится уже неприлично. Если уж эта волна началась, теперь ее никто не остановит.

Какие модные экоинициативы вам кажутся самыми перспективными?

Eco seta — они занимаются созданием тканей из натуральных продуктовых излишков: молока, водорослей, ананасов, бананов и так далее. Объединяют экономику замкнутого цикла и апсайклинг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Паоло Машио, президент фэшн-направления YOOX

Расскажите о платформе YOOXYGEN — вашем проекте по поддержке ответственной моды.

Я бы назвал это не просто проектом, а нашим манифестом устойчивой моды. Мы запустили YOOXYGEN в 2009 году, когда все это еще не было общепризнанной темой для обсуждений. Не только в мире моды — в мире вообще. Наш основатель почувствовал, что должен отправить миру сообщение своим примером. Показать, что мода может и должна быть этичной. Тогда компания начала использовать для упаковки переработанный картон, перешла на гибридные автомобили, ввела еще несколько новшеств, которые помогли нам сделать бизнес более этичным. И тогда же запустился YOOXYGEN. Сперва он просто давал дополнительную площадку тем нашим брендам, которые уже занимались ответственной модой. А потом, постепенно, мы стали делать собственные проекты, которые привлекали внимание к ней, приглашать к сотрудничеству звезд — от Вивьен Вествуд до Жизель Бундхен, выпускать коллаборации с дизайнерами, разделяющими наши ценности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас, конечно, экология стала важной темой в моде — сложно представить, что все это началось всего три-четыре года назад.

Да, но в первую очередь это произошло из-за того, что об изменениях климата заговорили в обществе. Это важная глобальная проблема, то, что просто невозможно сегодня игнорировать. Посмотрите, какое мощное движение сформировалось вокруг, например, Греты Тунберг. Мода не могла на это не отреагировать. При этом подвижки в индустрии происходят сразу с двух сторон. Во-первых, изменились потребности аудитории: покупатели, потребители нового поколения требуют от брендов быть более ответственными. Во-вторых, приходит понимание этого и к руководству брендов. Они начинают задумываться о происхождении материалов, которые используют, об их переработке, о своем влиянии на окружающую среду. Ведь планета, на которой мы все живем, всего одна. И мы должны сделать все, чтобы сохранить ее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расскажите о вашей коллаборации, которую представили на Неделе моды в Милане, со Стеллой Жан. Почему вы выбрали именно Стеллу?

Нам близок ее подход к моде. Стелла не просто делает одежду, но и использует моду как канал для передачи сообщения. И делает это на протяжении многих лет. Ее коллекции — всегда диалог культур, каждый сезон к ее команде присоединяются ремесленники из разных уголков света. Нам очень нравится этот подход. И мы были рады помочь ей осуществить проект с маленьким, закрытым сообществом из Пакистана. Помочь этим женщинам из племени калашей быть увиденными широкой аудиторией. У нас на сайте миллионы пользователей из сотни разных стран. И все они увидят эту коллекцию. Представляете, какой большой, глобальной станет эта история, начавшаяся в маленькой пакистанской деревне?

У вас, кажется, есть еще и собственная «зеленая» премия — Yooxygen Awards. Кто может на нее претендовать?

Это наш совместный проект со школой дизайна Parsons. Каждый год мы выбираем студентов, которые проводят с нашей командой шесть месяцев и выпускают для нас каждый свою коллекцию.