РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Веры Араловой: что нужно знать о женщине, которая помогала создавать моду за «железным занавесом» вопреки дефициту и цензуре СССР

Кто такая Вера Аралова
Вера Аралова за работой
Вера Аралова за работой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Казалось бы: молния в сапогах — такое простое и логичное решение, которое существовало попросту всегда. Но если изучить историю вопроса, то окажется, что добавить к женским сапожкам молнию для удобства придумали лишь в 50-е — причем идея принадлежала нашей соотечественнице. Красные сапожки с молнией, красиво облегающие женскую ногу, были придуманы художницей, модельером и редактором советского «Журнала Мод» Верой Ипполитовной Араловой. Рассказываем все, что нужно знать о женщине, которая помогала создавать моду за «железным занавесом» вопреки дефициту и цензуре — и подарила всему миру одно из самых гениальных фэшн-изобретений.

Судьба Веры Араловой была необычной во всем. Много ли вы знаете советских женщин, бывших замужем за афроамериканцами? Супругом Веры Ипполитовны был Ллойд Паттерсон — диктор Всесоюзного радио, который эмигрировал в Союз из США. А их младший сын Джеймс прославился еще в детстве: именно он сыграл роль темнокожего ребенка в фильме Григория Александрова «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. Но Аралова интересна в первую очередь не этим. Главное, что нужно о ней знать — это тот вклад, который она внесла в культуру СССР. А именно этому она посвятила большую часть своей жизни. Начинала она свою карьеру как вполне успешная художница и автор костюмов и декораций к нескольким известным театральным постановкам. Также она устраивала за границей очень успешные выставки картин советских художников. Именно поэтому она имела возможность общаться с самыми интересными творческими людьми не только СССР, но и европейских стран. Одной из самых близких подруг Веры Ипполитовны, к примеру, была Лиля Брик — «муза русского авангарда» и возлюбленная Владимира Маяковского.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Манекенщица Тамара Владимерцева в красных русских сапогах, когда-то придуманых Верой Араловой, 1969
Манекенщица Тамара Владимерцева в красных русских сапогах, когда-то придуманых Верой Араловой, 1969

В 1948 году в жизни и карьере Араловой случился важнейший поворот: она стала художником-модельером Общесоюзного Дома моделей. С тех пор она посвятила свою жизнь созданию в СССР моды, которая не уступала бы западной. Делала она это и создавая крайне необычные для советских людей модели одежды и обуви, и принимая участие в работе советских изданий о моде — «Журнала мод» и «Моды стран социализма», в редакционные коллегии которых она входила. В 1959 году случился ее главный прорыв, который доказал: мода за «железным занавесом» не только есть — она даже способна кое-что предложить моде западной. Тогда в Париже были организованы показы работ советских художников-модельеров. Созданная Верой Ипполитовной коллекция вызвала настоящий фурор. Меха, Павлопосадские платки, яркие цвета были встречены искушенной западной публикой с большим оживлением. Но полный восторг вызвала обувь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ирина Скобцева фильме «Суд сумасшедших«, костюмы Веры Араловой, 1961
Ирина Скобцева фильме «Суд сумасшедших«, костюмы Веры Араловой, 1961
Ксения Лукьянчикова в сериале «Красная королева», 2015
Ксения Лукьянчикова в сериале «Красная королева», 2015
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Специально для этого показа Вера Ипполитовна придумала ярко-красные сапожки со встроенной молнией. Их она сшила за свои деньги в мастерских Большого театра. Это была настоящая революция: до этого женские сапоги делались только с широким голенищем, чтобы вставлять в них ногу сверху. Такая обувь выглядела массивной и собиралась в «гармошку» в голенище. Араловой же удалось сделать так, чтобы сапог изящно облегал женскую ногу — совсем как чулок. Идея так понравилась французам, что художнице стали поступать многочисленные предложения о продаже патента на ее изобретение. Никакого патента, разумеется, не было — а советские власти были категорически против любых контактов своих граждан с иностранцами. И в итоге гениальный советский модельер так и не получила того мирового признания, которое она заслуживала. Но ее идея жива до сих пор: европейским производителям удалось повторить созданные ей сапоги и запустить их в продажу. Новинка так запомнилась покупателям, что знаменитая французская певица Франсуаза Арди даже посвятила ей песню Des Bottes Rouges De Russie (рус. «Русские красные сапоги»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вера Аралова с сыном Джеймсом Паттерсоном, 1975
Вера Аралова с сыном Джеймсом Паттерсоном, 1975

Коллеги по Дому моделей всегда вспоминали Веру Ипполитовну как доброго и заботливого человека. Она всегда старалась поддерживать и молодых художников-модельеров с их смелыми идеями, и советских манекенщиц, многие из которых именно благодаря ее протекции стали настоящими звездами. Среди них — Регин Збарская, которая не только украшала все главные съемки «Журнала мод», но и имела возможность выезжать за границу. По мотивам жизни манекенщицы был даже снят популярный сериал «Красная королева», в котором одна из сюжетных линий посвящена Вере Араловой — ее сыграла актриса Елена Морозова. 

Загрузка статьи...