Иногда имя творца — это все, что мы видим за показами, коллекциями haute couture и звездными выходами в заветном платье. Однако очень многое остается в модном закулисье — и речь идет не только о штабе дизайнеров. Бизнес-стратегия и аналитика — тоже очень важный пункт в развитии и продвижении модного Дома. Самый яркий пример такого управляющего — Пьер Берже, партнер Ива Сен-Лорана, который сопровождал каждый этап развития бренда. Пока французский дизайнер одевал женщин в смокинги, Берже занимался бизнесом — привлекал инвесторов, выдавал лицензии на производство и руководил финансами. Не зря цитата Пьера «Ив родился с нервными срывом», которую ему часто приписывают, так четко описывает нужду кутюрье в постоянном контроле.
Без него не было бы Saint Laurent: кто такой Пьер Берже

Берже стал той самой твердой рукой, благодаря которой сегодня мы знаем бренд таким, какой он есть. Они познакомились в 1958 — встреча случилась на ужине в парижском ресторане La Cloche d'Or. Его в честь молодого дизайнера устроила Мари-Луиза Буске, директор французского издания журнала Harper's Bazaar. Сам Пьер описывает их знакомство как судьбоносное — этот союз становится причиной успеха Saint Laurent. Спустя два года Ива отправляют на войну в Алжир — несмотря на то, что он пробыл там всего 20 дней, последствия для ментального здоровья оказываются серьезными. Дизайнер попадает в психиатрическую клинику, где позволяет навещать себя только Берже. Пьер становится тем, кто буквально «вытаскивал» кутюрье с того света из-за проблем с наркотиками и алкоголем. Он поставил все на одного человека — и не прогадал.

От Haute Couture к омниканальности

После работы в Dior Ив преимущественно занимался кутюром. Мода все еще была предназначена исключительно для богатых — путь в нее был закрыт для обычных парижан. Именно Берже придумал, как расширить ассортимент модного Дома. Так, в 1966 они запускают линейку Saint Laurent Rive Gauche, название которой отсылает к левому берегу Сены. Для 60-х это был довольно рискованный шаг — все модные crème de la crème обитали на правой стороне Парижа. Так бренд решил объявить о своей позиции доступности — они все еще оставались маркой высокой моды, однако при этом на прилавках магазинов впервые в истории появились коллекции ready-to-wear, которые не нужно было подгонять под индивидуальные мерки заказчиков. Берже также занялся лицензионными контрактами на производство парфюмерии, обуви и аксессуаров — так в индустрии моды возникла омниканальная экосистема бренда. Именно благодаря Пьеру сегодня каждый посетитель бутика на Сен-Оноре может приобрести зажигалку или штопор с узнаваемым логотипом всего за пару евро.
Влюбленность в Марракеш
Ив Сен-Лоран был очарован Марракешем — в его творчестве восточная тема всегда находила особое место (особенно это заметно по культовому жакету в духе сафари). Те, кому посчастливилось побывать в Марокко, легко узнают яркие сочетания цветов и этно-мотивы, которые до сих пор появляются в коллекциях Saint Laurent, особенно сейчас, при Энтони Ваккарелло. Связь дизайнера и солнечного города укрепилась благодаря стараниям Берже. В 1980 они спасают заброшенные в то время сады Мажорель, которые принадлежали французскому художнику Жаку Мажорелю. В результате работ по ренновации в них была восстановлена оригинальная архитектура и посажены экзотические растения, а позднее открыт музей берберской культуры. Так Марракеш становится вторым домом Ива — именно там, в 2017 Пьер открывает музей бренда, который хранит в себе огромное количество бесценных архивных работ кутюрье.
Бизнес-стратегия
Сен-Лоран, как любой творческий человек, был плох в организации. Финансовое планирование и долгосрочное развитие бренда после открытия в 1961 ложится на плечи Берже. Благодаря его предложению подать в суд на Christian Dior, где Ив проработал около 3 лет в роли креативного директора, они получили деньги на открытие бренда. Однако этого все равно не хватало. Тогда стараниями Пьера был привлечен крупный инвестор — американский бизнесмен из Атланты Мак Робинсон. Он дал партнерам около 700.000 долларов в обмен на 80% компании — благодаря этому стартовому капиталу Saint Laurent запустился и начал приносить прибыль после первых коллекций.
Архивы
Saint Laurent — бренд, который сохранил 100% архивных вещей. Начиная с основания в 1961, Берже следил за тем, чтобы каждое изделие, ткань, аксессуар, эскиз и даже пресс-релиз оставались внутри модного Дома. Он лично курировал каталогизацию: от карточек до детального описания образов. Эти вещи легли в основу фонда Pierre Bergé — Yves Saint Laurent, который был открыт в 2002 году. Сегодня общая коллекция насчитывает около 40.000 экземпляров. Пьер хотел сделать историю модного Дома публичной: так бренд обзавелся двумя музеями, открытыми для публики — одним в Париже, а другим — в Марракеше.
