Косметика в СССР: 5 бьюти-средств советской женщины
![Кадр из фильма «Служебный роман», 1977 Кадр из фильма «Служебный роман», 1977](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/e84/e8446442390b3221338e5c132b85af3b_cropped_510x392.webp)
Макияж существует столько же, сколько и само человечество. Египетские фараоны и императрицы густо подводили глаза, жительницы Древней Греции красили брови и отбеливали кожу, а в Древнем Риме даже были специальные «визажисты». Назывались они косметами и находились в положении рабов: они покрывали лица своих богатых хозяек свинцовыми белилами, а прыщи и бородавки прятали под мушками. С течением времени технологии производства косметики совершенствовались, однако действительно значимый прорыв произошел относительно недавно.
На Западе качественные бьюти-продукты появились значительно раньше, чем в СССР. Некоторым советским женщинам удавалось раздобыть компактную пудру Lancome, помаду Dior или культовый аромат Yves Saint Laurent — Opium. Те, кому везло меньше, использовали косметику, произведенную в Стране Советов. Некоторые средства просто были некомфортны в использовании, а некоторые — даже опасны. Советская косметика всегда позиционировалась, как натуральная, хотя в составе многих средств была ртуть и нефтепродукты, а обещанные на этикетке витамины и ухаживающие компоненты составляли лишь несколько процентов состава. Далеко не вся косметика была опасной. Чаще проблема была в качестве, однако в условиях дефицита советские женщины научились мастерски пользоваться и ей. Рассказываем о пяти самых популярных бьюти-продуктах из СССР, которые были в косметичке у каждой.
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/f57/f5799af241c4a615857d8b581efbb329_cropped_510x498.webp)
Тушь «Ленинградская» для бровей и ресниц
«Ленинградская» тушь, которую производила фирма «Невская косметика» стала одним из самых первых и популярных бьюти-продуктов в СССР. Ее производство началось в 1947 году и вскоре она заняла почетное место в косметичке каждой советской женщины. Средство продавалось в виде твердого бруска, который перед использованием необходимо было смочить, и с кисточкой, напоминающей зубную щетку.
Основным ингредиентом «Ленинградской» туши было мыло, и это, пожалуй, было ее главным недостатком. Когда «мыльная» косметика засыхала на ресницах, она практически сразу начинала осыпаться, от нее щипало глаза, а если за окном был дождь (или просто высокая влажность) — тушь безжалостно растекалась по всему лицу. Именно по этой причине в «Служебном романе» каждое утро начиналось одинаково: накраситься дома и сохранить макияж в целости по пути на работу было практически невозможно, именно поэтому коллегам товарища Новосельцева приходилось наносить косметику на месте. Зато, в отличие от многих других советских бьюти-средств, эта тушь отличалась безвредным составом: помимо мыла в него входили сажа, пчелиный воск, вазелин и стеарин (натуральная жирная кислота).
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/da2/da22be7fd6206f36a8b73c994e8043cb_cropped_510x408.webp)
Тональный крем «Балет
В 1981 году густой и плотный «Балет» стал первым тональным кремом советского производства. Выпускался он только в одном оттенке, поэтому подходил далеко не всем. По консистенции он сильно отличался от тех невесомых кремов, к которым мы привыкли сейчас, и больше напоминал густую замазку. Нанести «Балет» тонким незаметным слоем было попросту невозможно: кистей и спонжей для макияжа в свободной продаже тогда не было, хотя если бы они и были, помочь они бы не смогли. Все дело в составе крема: помимо витамина Е и еще нескольких ухаживающих ингредиентов, в его состав входил пчелиный воск, который забивал поры и создавал на поверхности кожи пленку. В результате — все те высыпания, которые маскировались «Балетом», в большинстве своем им же и были вызваны. Кстати, этот тональный крем выпускается до сих пор — на новом производстве, но по оригинальному рецепту — и у него по-прежнему есть свои почитатели.
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/e43/e43673e0a23216b3df36062bc2bf79f2_cropped_510x510.webp)
Лак для волос «Прелесть»
Все безумные начесы и кудри, старательно закрученные на ночь на металлические бигуди, нуждались в надежной фиксации, и лак «Прелесть» отлично справлялся с этой задачей. Даже чересчур. После нанесения средства волосы буквально склеивались намертво. Такая укладка могла продержаться даже несколько дней, вот только смыть этот состав с волос было довольно трудно. Кроме того, аромат «Прелести» не был столь же прелестным, как его название, и скорее напоминал запах каких-то токсичных химикатов, нежели косметического средства.
![](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/3e0/3e094a3916aa561f640d2cc8bc8f7a72_cropped_510x408.webp)
Помада «Свобода»
Некоторым женщинам в СССР удавалось достать импортные помады: в лучшем случае — Dior, в худшем — польскую реплику итальянской Pupa. Такая возможность была далеко не у всех, зато широкой общественности всегда были доступны советские помады «Свобода». Выбор цветов был сильно ограничен, чаще всего помада выпускалась в разных оттенках красного: от морковного до вишневого. Как и от «Прелести», от помады «Свобода» было очень тяжело избавиться. Виной тому был ингредиент кармин — вещество, которое получали из кислоты, выделяемой насекомыми после обработки их аммиаком. Звучит страшно, на деле — безопасно. Из побочных эффектов только невозможность полностью смыть пигмент и повышеная сухость губ. Несмотря на ее «въедливость» стойкого контура со «Свободой» было добиться тяжело. Помада быстро начинала растекаться и макияж было необходимо постоянно поправлять. У всех советских помад был матовый финиш: чтобы добиться глянцевого эффекта, поверх помады наносили вазелин. Это придавало губам блеск, однако отрицательно влияло на стойкость помады.
![Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973](https://www.thesymbol.ru/upload/img_cache/640/64088dfc965c4ebb5e0434bcaec56205_cropped_510x385.webp)
Тени для век «Елена»
Вы наверняка помните подругу режиссера Якина из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Сейчас ее подруга Галочка скорее бы умерла при виде ее макияжа, а не от новости о поездке в Гагры. Такими же голубыми тенями красилась и Людмила Прокофьевна после своего преображения. Московская фабрика «Рассвет» выпускала наборы теней «Елена», состоящие всего из двух оттенков — преимущественно синих, голубых, зеленых или фиолетовых. Стойкостью такие тени не отличались, но если использовать вазелин в качестве подложки, вполне можно было получить яркий заметный макияж. Спустя какое-то время на косметическом рынке появились тени более спокойных оттенков (например, коричневые и бежевые), однако на протяжении долгого времени в продаже были только самые «кричащие» цвета.