Визажист Глаша Гурьянова: «Макияж — это доспехи, которые дают силы идти в социальную битву»
— Как ты решила стать визажистом? Это сбывшаяся детская мечта или интерес к макияжу возник у тебя во взрослом возрасте?
Я всегда хотела работать в сфере моды: стилистом, фотографом, моделью, дизайнером — кем угодно, кроме визажиста. Потом благодаря социальным сетям — в частности, Лене Крыгиной и ее YouTube-каналу — я узнала, что вообще есть такая профессия. Оказалось, что с качествами, которыми я обладаю, можно классно зарабатывать и развиваться в интересной мне сфере. Я всегда хорошо красилась, с детства интересовалась косметикой, даже с визажистами пересекалась, когда подрабатывала моделью. Но тогда у меня не было ощущения, что это крутая профессия. А в 2016 году визажисты стали звездами в соцсетях, о них узнали все. Даже мои друзья стали говорить: «Глаша, а не хочешь пойти поучиться на визажиста? У тебя так классно получается». И я пошла.
— Ты можешь определить для себя поворотный момент, когда ты поняла: я точно добьюсь успеха в карьере визажиста?
У меня всегда была эта уверенность. Я с детства очень амбициозная. В первом классе я мечтала скорее вырасти, чтобы много зарабатывать и купить сто сникерсов (смеется).
— Да, все мы там были.
Мне вообще с детства претила концепция существования ради существования. Работать я начала в 14 лет, а уже к 18-20 годам стала понимать, что работа должна приносить не только деньги, но и эмоциональное удовлетворение. Тебе должно быть интересно на ней, ты должен расти и развиваться, а не делать одно и то же. Конечно, кто-то может думать по-другому, но я не могу работать без интереса.
— А как ты нашла свой стиль? Арт-макияж в эпоху нюда и clean girl — нестандартный выбор
Умение делать красивый модный нюд всегда ценится. И учиться я пошла к визажисту, которая это умела. Сейчас я больше ассоциируюсь с креативным мейком, но нюд тоже очень люблю и делаю его регулярно. Просто нюд нюду рознь. А в арт-макияж меня привела любовь к искусству. Я с детства любила рисовать, много времени проводила в музеях. Все само собой получилось. Арт-макияж — это интересная задача. Во-первых, это технически сложная история, требующая определенного мастерства. Во-вторых, это концепция, которую нужно продумать от и до. Это нескучно и тебе всегда есть куда расти.
— А сама ты часто делаешь необычный макияж?
По-разному. У меня немного размытые представления о «необычном». Кого-то черные смоки и красные стрелки повергают в шок, а для меня это повседневность. Но даже самый креативный макияж в конечном итоге должен быть привлекательным. Как с одеждой: какой бы остромодной она ни была, она должна украшать фигуру. Поэтому любой мой мейк, в первую очередь, строится вокруг моих достоинств и умения грамотно скрыть недостатки. И, конечно, все должно быть уместно. У меня не один макияж на все случаи жизни.
— Тебе было страшно начинать строить личный бренд? Сейчас самый простой путь к успеху (во всяком случае, если измерять успех цифрами) — это попсовый, часто однообразный контент. А это совсем не про твое творчество история
Честно? Мне никогда не было интересно, что подумают другие. Мне с этим повезло: у меня очень крутая мама, которая дала мне крепкую веру в себя. Я привыкла отличаться от других. Пока все ходили с бантиками, я ходила с модной стрижкой. Вот это умение идти против течения дает силы гнуть свою линию. И это не про «смотрите, я не такая как все». Я просто делаю, что мне нравится, и стараюсь делать это хорошо. Еще всегда стараюсь соблюдать баланс. В моих соцсетях много креатива, но я часто выкладываю и абсолютно коммерческие мейки, которые делаю для своих клиенток. Творчество требует вложений не только времени, но и денег, а их для начала надо где-то заработать.
— А где ты черпаешь вдохновение для своих работ? Это какой-то мудборд из визуальных референсов или фантазия в чистом виде?
Вообще везде. Я сейчас преподаю, поэтому стараюсь формулировать такие вещи для учеников. Во-первых, вдохновение всегда в тебе, твоем мироощущении и умении найти контакт с собой. Сразу пример: на занятии моя ученица не могла накрасить губы, я пришла помогать. Пока показывала, как держать кисть, накрасила по диагонали половину нижней губы. Смотрю в зеркало, думаю: «О, шахматы, прикольно». Взяла фейсчарт, сразу зарисовала идею шахматного мейка, на следующий день сделала. А могла бы проигнорировать, пойти дальше и сразу забыть. Здесь очень важно этот секундный импульс поймать и моментально развить идею. Настоящее творчество — это как исповедь. Я к этому так отношусь. Творчество очищает душу. Это нечто большее, чем просто набор референсов.
— Но и они ведь иногда нужны.
Конечно, ты можешь набрать референсов, чтобы отработать технику. Например, ищешь сложный графический мейк, сам его модифицируешь и делаешь в качестве упражнения. А можно за референс взять какое-то свое состояние. Например, испытываешь тревогу и сразу сублимируешь, думаешь, а как эта тревога может выглядеть? Я сейчас не про попсовые мультики, типа «Головоломки», а про что-то более глубокое. У меня в голове всегда картины возникают: Дега для меня, например, очень тревожный. Из таких ассоциаций можно вывести визуальный образ тревоги: странный цвет лица, тени, залегшие под бровями. Это очень крутое исследование.
— А как быть, если вдохновения нет?
Есть замечательная штука — action before motivation. Ты просто берешь и начинаешь делать, и вдохновение приходит в процессе. Я вообще не могу сказать, что у меня всегда есть вдохновение. Я живой человек, который работает 24/7. Но бывает так, что, например, в городе модель, с которой я хотела поработать, и я еду, потому что надо сделать контент. Я понимаю, что я начну красить и меня отпустит усталость. Пока наносишь тон, оформляешь брови, уже и картинка сложится, и мотивация появится. Если кратко — меньше думать, больше делать.
— Да, это проверенный временем подход. Вернемся к преподаванию. Не так давно у тебя появилась своя школа макияжа. В одном из интервью ты говорила, что твоя задача — не просто научить людей макияжу, а создать комьюнити единомышленников. Как вообще устроено обучение в MUA Angels?
Для меня школа — это не только про заработок. Мне важно создать комьюнити, где визажисты друг другу не конкуренты и не враги. У нас есть чат, где уже почти 300 человек, там каждый может задать вопрос, спросить совета или поделиться мнением. Да и просто помочь в какой-то ситуации. Например, я уже на съемке, мне срочно нужны блестки, а с собой я их не взяла. Тогда я просто пишу в чат, и если есть кто-то рядом, мне их тут же пришлют курьером. И не только мне. А когда ты начинающий визажист, такое комьюнити дает возможность для более быстрого и уверенного роста. Ты просто не тратишь свои силы и энергию на борьбу со страхами. Это же круто, когда есть коллеги, которые тебе скажут, что ошибаться нормально. Особенно это важно для ребят, у кого не было такой роскоши, как поддержка дома. Мне в этом плане очень повезло: меня всегда поддерживали моя мама, муж, вся моя семья. Я никогда не слышала от них вопросов вроде «А когда ты уже на нормальную работу устроишься?», «Когда деньги начнешь зарабатывать?». А ведь это та сфера, где ты не сразу выходишь на доход. И здесь без поддержки никак. Нужна огромная смелость, ведь если задуматься, мы зарабатываем на жизнь тем, что водим кисточками людям по лицу. Это даже звучит забавно.
— Водить кисточкой тоже нужно уметь.
Безусловно. А если копнуть глубже, мы продаем власть. Потому что красота — это власть. Кто бы что ни говорил, будем реалистами: красивым людям всегда проще. И вся прелесть в том, что любого человека можно сделать красивым. Я именно про визуальную красоту, не про внутреннюю.
— А вообще, что, по-твоему, красота?
То, что внутри. Понятно, есть базовая ухоженность, чистота и вот это вот все, но для меня красота — это про внутреннее богатство, про доброту. Красота и доброта вообще напрямую связаны. Бывает такое, что я работаю с визуально очень красивой девушкой, но она ведет себя как-то грубо, и для меня она сразу становится некрасивой. Я даже ее фото к себе не выкладываю.
— Современные тренды в макияже скорее унифицируют красоту, а не подчеркивают индивидуальность. Какой у тебя к этому подход?
Я в первую очередь смотрю на их индивидуальные особенности. Что можно дополнительно подчеркнуть, чтобы сделать лицо выразительнее? Например, на очень светлой коже можно поиграть с красным румянцем, темные глаза — подчеркнуть серым карандашом или тенями. Они никому не идут так, как кареглазым. Все индивидуально и зависит от субъекта и задачи: кому и для каких целей я делаю макияж.
— А как ты относишься к быстротечным трендам, которые сейчас порождает TikTok?
TikTok не порождает тренды, он их подхватывает и тиражирует. Со мной можно не согласиться, но, мне кажется, тренды задает искусство. Мир живет, меняется, а художники, как экстрачувствительные люди, каким-то образом на это реагируют. Не обязательно прямым манифестом, просто отражают эмоции и ощущения в своих творениях. Мода, которая в целом из искусства произрастает, эти реакции подхватывает, а уже дальше тренды расходятся через инфлюенсеров, тиражируются, попадают в TikTok. Его просто смотрит больше людей, как раньше телевизор. TikTok — тот же самый телевизор.
— А как полюбить макияж обычному «пользователю»? Как открыть для себя простор для экспериментов и не бояться пробовать?
Макияж — это ритуал. Это акт любви к себе. Возьмем среднестатистическую женщину: она вечно куда-то бежит, у нее нет времени на себя. Это я даже по себе сужу. И как раз в этом случае макияж может быть способом заземления. Нужно уделить себе всего 10-15 минут, сесть спокойно, взять красивую косметичку, разложить все аккуратно, достать чистые кисти. Не где-то на бегу в полутьме нарисовать себе «лицо социального взаимодействия», а внимательно посмотреть на себя в зеркало, спросить себя: «Я сегодня какая?», «Как я хочу себя ощущать?», «Что я хочу транслировать миру?». Эти, казалось бы, простые вопросы, очень важно себе задавать и отвечать на них. Макияж — это доспехи, которые дают силы идти в «социальную битву».
— Хорошая аналогия.
И важно, как у тебя эти доспехи хранятся. Можно свалить их в углу, где они покроются пылью и ржавчиной, а можно за ними ухаживать, полировать. И когда такие доспехи надеваешь, сразу плечи сами собой расправляются. Макияж в первую очередь делается для себя, а не для других. И ни в коем случае не ради того, чтобы нравится мужчинам. Важно в течение дня, проходя мимо зеркала, взглянуть на себя, вдохновиться и пойти разгребать все дела с новыми силами. Макияж помогает почувствовать себя очень красивой. Не в сравнении с другими, а с самой собой. Если по-настоящему полюбить процесс, он очень заряжает. Такая своеобразная терапия.
— Есть мнение, что, чтобы хорошо накраситься, необходим целый арсенал косметики. Можешь выделить базовый минимум, без которого не обойдется косметичка?
У меня есть памятка для учеников — 5 составляющих хорошего макияжа. Каждая девушка хочет: красивый, ровный тон кожи, хорошее скульптурирование, красивые брови, глаза и губы. А решение этой задачи для каждого будет индивидуальным. Например, кому-то для красивой кожи достаточно тонального крема, кому-то нужен праймер, кому-то еще и консилер. От времени года тоже наполнение косметички будет меняется. Зимой кожа пересушена, нужно что-то более питательное, а летом — более легкое. В косметичке может быть 3 продукта, а может 20. Главное, результат, который они дают. Я, например, сделала универсальный тинт в коллаборации с брендом RBG. Там 4 оттенка: их можно использовать как скульптор и румяна, наносить на губы и глаза, а одним цветом даже брови подкрашивать. Я сама им часто пользуюсь, когда нужно быстро накраситься и куда-то побежать. Короче, банки и их количество — это вообще не самое важноe. Важно уметь их правильно использовать.
— Можешь выделить любимый бьюти-продукт?
Я не «баночница», мне важнее, что делает косметика. Конечно, с одними продуктами может быть приятнее работать, но ориентироваться стоит на результат. А его можно порой при помощи самой разной косметики достичь. Банки — это всего лишь банки.
— А полезные бьюти-лайфхаки? Например, чтобы выглядеть свежей и отдохнувшей. Это, кажется, самый популярный запрос в конце года.
Обязательно выделять себе время на сон, заниматься спортом и не пить алкоголь, если ты в стрессе. И все. Мне 33, и мой лучший косметолог — это сон. Конечно, без настоящего косметолога тоже никак не обойтись, но, если есть возможность лечь пораньше и поспать подольше, пожертвовав каким-то делом, которое кажется важным, ей стоит воспользоваться. Я сейчас сама себе этот совет даю, потому что часто пренебрегаю качественным сном, особенно в преддверии праздников.
— Кстати о праздниках, можешь выделить несколько новогодних бьюти-трендов?
В первую очередь, конечно, блестки. Они могут быть в макияже или на волосах. Недавно мы в шоу «Кто круче всех» делали очень классную прическу — «мокрую» волну с блестками. Просто глиттер с гелем для волос мешаешь и укладываешь, как хочешь. Все, новогодний образ готов. Я против того, чтобы краситься на вечеринки, как в последний раз. Это всегда колхозно выглядит. В образе все должно сочетаться. Банально, но хороший выбор — «чистые» глаза и красная помада. Это всем идет, помаду только нужно правильную подобрать. Но куда важнее ухоженная, холеная кожа. Если тщательно не увлажнить кожу перед макияжем, не замаскировать все несовершенства и не сделать хорошую скульптуру, даже самые красивые блестки будут смотреться неаккуратно.
— И последний вопрос. Если бы ты могла накрасить любую звезду из любой эпохи, кто бы это был?
Художница Тамара де Лемпицка. Она настоящая дива. После революции она из Российской Империи уехала в Париж. Писала там картины, чтобы зарабатывать на жизнь, стремительно набрала популярность и стала успешной. Она была очень красивой и всегда носила безупречный макияж. Я обожаю эту энергию. У нее есть какой-то животный магнетизм, который чувствуется даже через фото вековой давности. Вот с ней бы я с огромным удовольствием поработала.